Объявления

  • Приглашение к участию. 27 выпуск. Проблема адресации детской литературы

    2024-08-08

    Дорогие коллеги,
    27 номер
    «Детских чтений» мы хотим посвятить проблеме адресации детской литературы. Литература, созданная для детей, является результатом конструирования авторами детского взгляда на мир, детской оптики и мироощущения. Приемы, к которым прибегают авторы для решения этих задач, меняются в зависимости от той или иной литературной эпохи. Представления о читателе-ребенке как адресате детской книги также существенно трансформируются на протяжении всей истории развития детской литературы. В формировании этих представлений существенную роль играют такие акторы «производства детскости» как детские писатели, издатели, редакторы, иллюстраторы, педагоги, критики…

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 27 выпуск. Проблема адресации детской литературы»
  • Приглашение к участию. 26 выпуск. Геопанорама детской литературы

    2024-01-22

    26 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить изучению репрезентации географического пространства в детской литературе. Предлагаем обратиться к изучению реальной и вымышленной географии в детской литературе. Структура и иерархия географического пространства, изображение границ, стран, ареалов, ландшафтов – это одно из направлений изучения, другим может стать осмысление эволюции топографии и географии в различных жанрах детской литературы и в различные эпохи. И наконец существенным видится аспект идеологической разметки географического пространства в детской литературе, и прежде всего изменения в отборе географического материала, обусловленные динамикой политических обстоятельств и общественных настроений.

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 26 выпуск. Геопанорама детской литературы»
  • Детские чтения в ANVUR

    2023-11-09

    Уважаемые коллеги,
    Мы рады сообщить, что журнал «Детские чтения» включен Agenzia Nazionale di valutazione del Sistema Universitario e della Ricerca (ANVUR) (Итальянским национальным агентством по оценке университетов и научно-исследовательских институтов) в список научных журналов класса А.:  https://www.anvur.it/wp-content/uploads/2023/09/Elenco-riviste-scie_Area10_05092023.pdf 

    Следующий номер журнала ДЧ будет посвящен изучению межкультурных связей в литературе для детей. Здесь описаны правила подачи материалов для публикации в журнале: https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions

    Читать дальше про «Детские чтения в ANVUR»
  • Приглашение к участию. 25 выпуск. Культурный трансфер

    2023-07-23

    Дорогие коллеги,

    25 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить изучению межкультурных связей в литературе для детей. Выбор темы номера обусловлен потребностью в осмыслении детской литературы как инструмента культурного трансфера. Влияние другой культуры / других культур на развитие той или иной национальной детской литературы изучается исследователями в самых разных аспектах, но прежде всего с точки зрения интериоризации текстов, сюжетов и образов на иной языковой почве. Однако проблематика, связанная с культурным трансфером, не ограничивается историей переводов с одного языка на другой. Не меньшего внимания заслуживают процессы усвоения чужих литератур и экспансии собственной на таких уровнях литературного производства, как формирование межнационального канона, миграция стилей и жанров, разноязычие писателей, инерция и интервенция издательств при переносе произведений на иную культурную почву, кроссовер в популярной культуре и пр.

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 25 выпуск. Культурный трансфер»
  • Приглашение к участию. 24 выпуск. История в детской литературе

    2023-01-20

    24 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить исторической теме и репрезентации прошлого в литературе для детей. Во-первых, круг возможных исследовательских вопросов связан с социальными и политическими контекстами обращения детских писателей к истории, обусловленность которого может быть различной. Значима дидактическая направленность литературы для детей, определяющая использование исторических фигур и событий в качестве материала для моральных оценок. Также детская литература активно включается в проекты идеологического воспитания, что определяет актуализацию одних исторических эпох, событий и персон и умолчание о других. В периоды социально-политических сдвигов литература для детей оказывается востребованной в процессах ревизии прошлого, например, участвуя в преобразовании имперских нарративов в советские или постколониальные, героических в травматические и наоборот. Второе направление исследований репрезентации истории в детской литературе предполагает обращение к вопросам поэтики и литературной прагматики. Как устроено изображение истории в текстах разных авторов, направлений и эпох? В каких случаях и каким образом писатели прибегают к использованию «исторических декораций» за пределами собственно исторических жанров? Как на протяжении истории детской литературы изменялись и варьировались формы и режимы работы с «историческим материалом»?

     

     

    Читать дальше про « Приглашение к участию. 24 выпуск. История в детской литературе»
  • Приглашение к участию. 23 выпуск. Детское творчество

    2022-08-28

    23 номер «Детских чтений» мы предлагаем посвятить детскому творчеству. Под детским творчеством мы предлагаем понимать как процесс, так и результаты созидательных усилий детей, которые взрослыми атрибутируются как эстетически ценные. Начиная с Нового времени с постепенным признанием автономности детского возраста проявляется взрослое внимание к детским рисункам, стихам, дневникам, спектаклям.

     

     

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 23 выпуск. Детское творчество»
  • Декларация о создании Ассоциации гуманитарных научных журналов

    2022-08-12

    Декларация о создании
    Ассоциации гуманитарных научных журналов



    Принимая во внимание,

    • что развитие ситуации не дает оснований считать, что в ближайшее время качество управления наукой повысится,

    • что добровольное объединение увеличивает вес каждого журнала, входящего в объединение,

    • что добровольное объединение научных изданий сможет стать независимой экспертной силой, которая могла бы противостоять автаркизации науки, распространению «мусорных» журналов, недобросовестных статей и общей формализации экспертизы качества,

    мы, редакторы журналов, настоящим объявляем о создании Ассоциации научных журналов гуманитарной и социальной направленности — добровольного неформального объединения.

    Цели Ассоциации:

    • объединение усилий научных журналов в деле поддержания высокого уровня гуманитарных (социальных) наук,

    • сохранение международного статуса российских гуманитарных (социальных) исследований,

    • укрепление связей внутри неформального квалифицированного экспертного сообщества в области гуманитарных (социальных) наук,

    • повышение роли экспертного фактора оценки научной деятельности на фоне ее растущей формализации, разработка качественных критериев оценки,

    • содействие росту качества научных публикаций, в том числе за счет исследований уровня и качества журналов и их публикационной политики, организации рецензий и дискуссий, тематических круглых столов и секций на профессиональных форумах,

    • обмен идеями в области издания гуманитарных журналов, сохранение научных журналов как центров развития и обсуждения новых научных направлений, следование лучшим традициям мировой науки,

    • отстаивание интересов гуманитарных научных журналов в местных и федеральных органах управления наукой,

    • создание общей интернет-площадки для оперативной коммуникации членов Ассоциации,

    • иные формы защиты интересов журналов-членов Ассоциации.

    Для достижения указанных целей Ассоциация формулирует Временное положение, в котором описывается порядок работы Ассоциации, порядок приема в нее новых членов и порядок выхода из Ассоциации.



    Подписи

    Сергей Сергеевич Алымов, к.и.н., главный редактор журнала «Антропологии / Anthropologies»

    Людмила Анатольевна Алябьева, к.филол.н., шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»

    Мария Вячеславовна Ахметова, к.филол.н., зам. главного редактора журнала «Живая старина», зам. главного редактора журнала «Шаги / Steps»

    Всеволод Евгеньевич Багно, чл.-корр. РАН, главный редактор журнала «Русская литература»

    Альберт Кафшуллович Байбурин, д.и.н., главный редактор журнала «Антропологический форум»

    Ольга Владиславовна Белова, д.филол.н., главный редактор журнала «Живая старина»

    Елена Львовна Березович, чл.-корр. РАН, главный редактор журнала «Вопросы ономастики»

    Татьяна Владиславовна Вайзер, к.филол.н, PhD, шеф-редактор журнала «Новое литературное обозрение»

    Николай Борисович Вахтин, чл.-корр. РАН, зам. главного редактора журнала «Антропологический форум»

    Валентин Вадимович Головин, д.филол.н., зам. главного редактора журнала «Русская литература»

    Евгений Васильевич Головко, чл.-корр. РАН, главный редактор журнала «Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований»

    Анна Владимировна Дыбо, чл.-корр. РАН, главный ред. журнала «Урало-алтайские исследования», зам. глав. ред. журнала «Российская тюркология»

    Алексей Леонидович Елфимов, к.и.н., PhD, гл. редактор журнала «Этнографическое обозрение»

    Александр Юрьевич Желтов, д.филол.н., главный соредактор журнала «Language in Africa»

    Елена Владимировна Желтова, к.филол.н., главный редактор журнала «Philologia Classica»

    Николай Николаевич Казанский, академик РАН, главный редактор журнала «Индоевропейское языкознание и классическая филология» 

    Кирилл Рафаилович Кобрин, к.и.н, шеф-редактор журнала «Неприкосновенный запас»

    Светлана Геннадьевна Маслинская, к.филол.н., соредактор журнала «Детские чтения»

    Сергей Юрьевич Неклюдов, д.филол.н., главный редактор журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика»

    Юлия Викторовна Норманская, д.филол.н., зам. главного редактора журнала «Урало-алтайские исследования»

    Александр Валерьевич Пигин, д.филол.н., член редколлегии журнала «Словесность и история»

    Ирина Дмитриевна Прохорова, главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение»

    Дарья Александровна Радченко, канд. культурологии, зам. главного редактора журнала «Фольклор и антропология города»

    Ирина Александровна Седакова, д.филол.н., главный редактор журнала «Славяноведение»

    Светлана Алексеевна Семячко, д.филол.н., главный соредактор журнала «Словесность и история»

    Сергей Валерьевич Соколовский, д.и.н., зам. главного редактора журнала «Этнографическое обозрение»

    Дмитрий Владимирович Спиридонов, к.филол.н., зам. главного редактора журнала «Вопросы ономастики»

    Андрей Болеславович Шлуинский, к.филол.н., главный соредактор журнала «Language in Africa»





    Временное положение
    об Ассоциации гуманитарных научных журналов

    Ассоциация является неформальным объединением, не имеет юридического лица и никак не регистрируется.

    Ассоциация учреждается членами-учредителями, подписавшими Декларацию о создании Ассоциации. Члены-учредители имеют право (но не обязаны) войти в Совет Ассоциации.

    Совет Ассоциации состоит из главных редакторов журналов — членов Ассоциации, либо членов редколлегий / редакций, которым главные редакторы поручают представлять журнал в Совете. Совет собирается один раз в год, в марте, в онлайн-формате. При необходимости по требованию не менее половины членов Ассоциации может быть собрано внеочередное собрание Совета.

    Члены Совета выбирают председателя и секретаря Совета сроком на один год.

    Прием новых членов Ассоциации осуществляется на заседании Совета по рекомендации не менее трех членов Ассоциации квалифицированным большинством голосов (2/3 от списочного состава). Выход из Ассоциации любого члена осуществляется в любой момент путем письменного заявления его главного редактора (редакторов), направленного всем членам Ассоциации.

    Читать дальше про «Декларация о создании Ассоциации гуманитарных научных журналов»
  • Приглашение у участию. 22 выпуск. Идеи и институты

    2022-02-07

    22 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить институциональной истории детской литературы и ее концептуализации или, иными словами, рассмотреть, каким образом и с помощью каких инструментов отдельные тексты, предназначенные детям, превращаются в единое пространство/поле, именуемое детской литературой. Чтобы детская литература состоялась как целое, претендующие на вхождение в нее тексты должны быть осмыслены как предназначенные для детей, вписаны в существующие представления о детстве, а значит, поддержаны иди отвергнуты издателями и книгопродавцами, педагогами и библиотекарями, критиками и историками литературы.

     

     

     

     

    Читать дальше про «Приглашение у участию. 22 выпуск. Идеи и институты»
  • Приглашение к участию. 21 выпуск. Российско-итальянские связи в детской литературе

    2021-04-12

    21 номер «Детских чтений» мы предлагаем посвятить исследованию связей Италии и России в детской литературе.

    В отличие от изучения английского и немецкого влияния на русскую детскую литературу, итальянское воздействие редко попадает в фокус внимания исследователей. Между тем сотрудничество Италии и России в течение последних трех веков развивалось и укреплялось. Начиная с XVIII века все больше итальянцев посещали Россию, а русские путешественники, и среди них писатели и поэты, знакомились с итальянской культурой, что очевидным образом находило отражение в литературе, адресованной детям. Характерным примером является успех у российских читателей произведений Эдмондо Де Амичиса на рубеже XIX-XX веков, как и открытие в Италии в конце XIX - начале XX веков басен И.А. Крылова, русских народных сказок, собранных и обработанных для детского чтения А. Н. Афанасьевым, и сказок А. С. Пушкина.

    Русская классическая и советская литература получает новый толчок популярности в Италии в 1920-е годы, когда в разных университетах открываются первые кафедры славистики, и русские эмигранты «первой волны» принимаются активно сотрудничать с деятелями итальянской культуры. В то же время в Советской России выходят переводы и пересказы мировой классики на русский язык, итальянская литература занимает среди них почетное место. «Путешествие в Россию» деревянной куклы по имени Пиноккио – показательный пример трансфера образа и его идеологической доместикации в Советской России, уже во второй половине XX века другим примером ошеломляющего успеха итальянского писателя у российских детей станет Джанни Родари.

    Большое значение в формировании общего поля педагогических идей в Италии и России имело влияние методики М. Мотессори: усвоение ее новаторских идей в начале XX века самым серьезным образом сказалось на концепции детства вкоторое сохраняется и поныне. Эти идеи самым непосредственным образом были воплощены в экспериментальной детской книге 1920-х годов, да и позднее.

    В современной ситуации Италия и Россия продолжают развивать сложившиеся культурные связи как в области переводов современной итальянской детской литературы на русский язык, так и в переводе современных российских авторов на итальянский.

     

    В этой связи хотелось бы предложить следующие направления для обсуждения:

    – итальянская детская литература в России и русская детская литература в Италии: авторы, жанры, сюжеты, образы;

    – образ Италии в русской детской литературе и образ России в итальянской детской литературе;

    – история издания переводов детской литературы в Италии и России;

    – переводы и издательские проекты русскоязычной детской литературы в Италии и итальянских произведений для детей в России: лингвистический и/или социокультурный анализ;

    – взаимовлияние русских и итальянских педагогических теорий и концепций;

    – взаимовлияние визуальной культуры в детской литературе Италии и России, в частности, в традициях иллюстрации детской книги;

    – тенденции в новейшей переводной детской литературе в России и в Италии.

     

    К публикации принимаются статьи, написанные на русском, итальянском и английском языках. Все статьи, прошедшие рецензирование и принятые к печати, будут переведены на английский язык.

    Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.

    Также мы приветствуем подачу материалов в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.

     

    Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru

    Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions

    Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков

    Дедлайн для подачи статей – 1 декабря 2021 года.

    Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 1 марта 2022 года.

    Номер выйдет в июне 2022 года.

    Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии:   detskie.chtenia@gmail.com

     

     

    Приглашаем к сотрудничеству,

    Редакция ДЧ

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 21 выпуск. Российско-итальянские связи в детской литературе»
  • Приглашение к участию. 20 выпуск. Гендерный аспект в детской литературе

    2021-02-17

    Двадцатый номер «Детских чтений» будет посвящен гендерным репрезентациям  в произведениях для детей, а также проблемам социологии литературы и чтения в гендерном аспекте.

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 20 выпуск. Гендерный аспект в детской литературе»
  • Приложение к 18 выпуску "Детских чтений"

    2021-01-28

    Приложение к 18 выпуску «Детских чтений» вышло в свет! В нем собраны критические статьи, не вошедшие в Архивный блок, подготовленный Сергеем Ушакиным (см. Детские чтения. 2020. № 2 (18) С. 9-122.). Все статьи посвящены тем или иным аспектам русской поэзии для детей, самая ранняя статья датирована 1898, самая поздняя - 1937 годом.

    Публикуемая подборка обзоров, рецензий и памфлетов представляет собой интересный материал по истории критической рефлексии педагогов и литературоведов по поводу литературы, адресованной детям. В определенной степени эти статьи показывают, как складывались принципы и методы литературного и социального анализа детской поэзии в России с рубежа XIX–XX веков до конца 1930-х гг.

    Читать дальше про «Приложение к 18 выпуску "Детских чтений"»
  • Михаил Давыдович Яснов (1946-2020)

    2020-11-10

    27 октября 2020 года ушел из жизни поэт, переводчик, детский писатель и наш давний друг Михаил Давыдович Яснов.

    Пока мы еще только собирались с мыслями о создании научного, а не критического журнала о детской литературе, Михаил Давыдович настоятельно советовал не тянуть с этим делом. И вот в 2012 году первый номер «Детских чтений» увидел свет. И Михаил Давыдович сразу вошел в состав Редакционного совета «Детских чтений», то есть он был с нами с того самого момента основания журнала, когда перспективы существования и развития этого проекта были еще очень туманны. Он вдохновлял и ободрял нас в нашем, казалось бы, авантюрном начинании, говоря о необходимости сохранять и консолидировать профессиональное сообщество специалистов, занимающихся детской литературой, и находил в «Детских чтениях» этот объединяющий потенциал. Михаил Давыдович относился к тем писателям, которые видят в ученых не бесстрастных вивисекторов их произведений, а таких же увлеченных исследователей текстов и слов, как и поэты. Для коллектива нашего журнала было большой честью видеть Михаила Давыдовича в рядах единомышленников.

    Его энергия, энтузиазм, любовь к поэзии и детской литературе, доброжелательность, оптимизм, юмор, жизнелюбие ободряли и заражали. Трудно поверить в то, что Михаила Давыдовича больше с нами нет. Помним, любим, скорбим.

    Читать дальше про «Михаил Давыдович Яснов (1946-2020)»
  • Приглашение к участию. 19 выпуск. Сказочное и фантастическое в детской литературе

    2020-08-23

    19 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить категориям сказочного и фантастического в детской литературе.

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 19 выпуск. Сказочное и фантастическое в детской литературе»