Приглашение к участию. 27 выпуск. Проблема адресации детской литературы

2024-08-08

Неутихающая дискуссия о границе, разделяющей детскую и взрослую литературу, в основе своей сводится к вопросу: а существует ли детская литература как таковая? С момента возникновения детской литературы ей отказывали в праве на существование в качестве самостоятельного литературного явления: в XVIII веке педагоги и издатели видели в детской книге прикладной инструмент воспитания, в XIX веке первые критики детской литературы считали неразделимыми детское чтение и детскую литературу, некоторые из них предлагали заменить детские книжки на адаптации взрослых произведений или воспитывать детей на образцах взрослой литературы. К началу ХХ века сложилось более терпимое отношение к произведениям, создаваемым собственно для детей. Современные исследователи привычно указывают на амбивалентность текстов детской литературы, адресованных одновременно как читателю-ребенку, так и читателю взрослому, или полагают, что «детская литература» ещё фактически не написана, так как она создается взрослыми на основе противоречивых и изменчивых представлений о детстве и ребенке, а оптика ребенка-повествователя конструируется автором. Наряду с этим в педагогической критике, начиная со второй половины XIX века, заявляет о себе концепция безграничности детской литературы, согласно которой детская литература берет свое начало в глубокой древности, будучи представлена дидактическими образцами фольклора и классической литературы, а отличительной её чертой становится поучительность и воспитательная интенция. Такой подход позволяет включить в круг «детской литературы» большую часть мирового литературного наследия.

27 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить проблеме адресации детской литературы. Литература, созданная для детей, является результатом конструирования авторами детского взгляда на мир, детской оптики и мироощущения. Приемы, к которым прибегают авторы для решения этих задач, меняются в зависимости от той или иной литературной эпохи. Представления о читателе-ребенке как адресате детской книги также существенно трансформируются на протяжении всей истории развития детской литературы. В формировании этих представлений существенную роль играют такие акторы «производства детскости» как детские писатели, издатели, редакторы, иллюстраторы, педагоги, критики…

В 27 номере мы предлагаем обсудить следующие вопросы:

– Кто и как занимается конструированием адресата детской книги?

– Как менялись представления об адресате и функциях детской литературы? Какие факторы влияли на эту трансформацию?

– Как устроен механизм издательской адресации детской книги в разные исторические периоды? Как изменялась типология читателей на издательском рынке?

– Какие приемы используют авторы для конструирования детского? Как менялись эти приемы?

– Какие тексты взрослой литературы были интегрированы в литературу детскую? Каковы механизмы этой интеграции?

 

Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.

Кроме подачи статей по заданной проблематике, мы приветствуем материалы в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.

Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru

Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions

  • Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
  • Дедлайн для подачи статей – 1 февраля 2025 года.
  • Номер выйдет в июле 2025 года.

Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии:

detskie.chtenia@gmail.com

 

Приглашаем к сотрудничеству,

Редакция ДЧ