Приглашение у участию. 22 выпуск. Идеи и институты
22 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить институциональной истории детской литературы и ее концептуализации или, иными словами, рассмотреть, каким образом и с помощью каких инструментов отдельные тексты, предназначенные детям, превращаются в единое пространство/поле, именуемое детской литературой. Чтобы детская литература состоялась как целое, претендующие на вхождение в нее тексты должны быть осмыслены как предназначенные для детей, вписаны в существующие представления о детстве, а значит, поддержаны иди отвергнуты издателями и книгопродавцами, педагогами и библиотекарями, критиками и историками литературы.
Казалось бы, это очевидно, но до сих пор нет современной истории производителей и потребителей детской книги и тех, кто контролировал качество и регулировал книжный поток. Например, нет институциональной истории издательств, выпускавших детскую литературу, комитетов грамотности, сообществ и библиотек, занимавшихся организацией детского чтения, истории библиографии и книготорговли, истории профильных журналов и научно-исследовательских институтов. Практически не существует работ по истории идей о детской литературе в их институциональных границах и персональных опытах.
Чтобы начать преодолевать названные лакуны, предлагаем к обсуждению следующие вопросы:
Авторитеты и лидеры/аутсайдеры мнений о детской литературе. Как в этих мнениях переплеталось индивидуальное и групповое? Государственное и личное? Эстетическое и идеологическое? Какие центры выработки мнений можно выделить? Как складывались формы обмена мнениями и циркуляция идей? Что было основным двигателем на разных этапах развития детской литературы: педагогические убеждения? социальный заказ? эстетические платформы? деньги? Какие «авторские» и издательские стратегии были возможны в поле детской литературы в разные периоды?
Как формируются институциональные органы детской литературы? Как определяются функции каждого из них? В какие иерархии встраивается институт детской литературы? Педагогика и детская литература. Взрослая и детская литература. Критика и детская литература. Цензура и детская литература.
Детская литература как исторический набор правил, процедур и форм самокритики / самоподдержки. Как в разное время акторы в этом поле представляли себе цель детской литературы? Как менялись нормативные взгляды на нее? Какова была конкуренция нормативных подходов? Кто был их целевой аудиторией? Кто был проводником норм?
Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Кроме подачи статей по заданной проблематике, мы приветствуем подачу материалов в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.
Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru
Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей – 1 августа 2022 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 30 сентября.
Номер выйдет в декабре 2022 года.
Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству,
Редакция ДЧ