Приглашение к участию. 23 выпуск. Детское творчество
23 номер «Детских чтений» мы предлагаем посвятить детскому творчеству. Под детским творчеством мы предлагаем понимать как процесс, так и результаты созидательных усилий детей, которые взрослыми атрибутируются как эстетически ценные. Начиная с Нового времени с постепенным признанием автономности детского возраста проявляется взрослое внимание к детским рисункам, стихам, дневникам, спектаклям. Во второй половине XIX века педагоги впервые задаются вопросами, что считать детской литературой: произведения, созданные самими детьми? или взрослыми для детей? Детская точка зрения и детский опыт, явленные в созданных детьми произведениях, начинают оцениваться как эстетически ценные и способствующие воспитанию эстетического чувства у детей. Этот взгляд на детское творчество распространяется среди педагогов Европы и Америки, на страницах педагогических изданий возникают дискуссии по вопросам эстетического воспитания, педагоги разных стран знакомятся с различными подходами к эстетическому воспитанию детей и фиксируют разнообразие форм индивидуального и коллективного творческого самовыражения детей: школьные и домашние спектакли, рукописные газеты и журналы, рисунки и альбомы, поэзия и проза самых разных жанров.
К началу 1920-х годов в Советской России стала заметна позиция, согласно которой литературу для детей должны (и будут) писать сами дети. Одним из видных сторонников этой идеи был Максим Горький. С точки зрения ее апологетов, взрослые не способны понять детей и отозваться на их эстетические запросы. Такой взгляд на ребенка как лучшего творца детской литературы был связан с модернистскими и авангардистскими концепциями детства и детской субъектности, а с другой стороны – свидетельствовал о внутренней динамике литературного производства и поиске авторов нового типа, обновлении профессиональной системы литературного труда. В то же время педагогическое сообщество осторожно относилось к этой идее и ограничивалось разработкой программ и методик эстетического воспитания в широком смысле, рассматривая детское творчество как часть примитивного искусства, но не как искусство per se (проекты А. В. Бакушинского и др.).
Очевидно, что содержание и формы детского творчества на протяжении последних трех веков в чем-то остаются консервативны, а в каких-то отношениях, напротив, открыты для внешних влияний (например, в эпоху постмодерна дети стали активными производителями таких новых форм творческого самовыражения, как фанфики и косплеи).
Мы предлагаем обсудить следующий круг проблем, связанных с детским творчеством:
-
Ребенок как субъект творческой деятельности; антропологические, социологические, психологические дискуссии о субъектности ребенка и его творческого самовыражения;
-
Детская художественная одаренность (Л.С.Выготский). Историческая изменчивость понятий дар, одаренность, талант, гений;
-
Детское индивидуальное литературное творчество. Жанровые и стилистические особенности. Домашняя поэзия. Подростковая проза. Пародии. Фанфики. Маргинальные жанровые формы;
-
Детская самодеятельность: история понятия и явления;
-
История изучения природы детского творчества (К. Вентцель и теория «свободного воспитания», кабинет примитивного искусства РАХН и пр.);
-
Формы детского коллективного творчества (клубно-оформительская работа, стенгазеты, школьные журналы, самодеятельные пьесы, школьный театр и пр.);
-
Институциональная история детских литературных клубов и объединений;
-
Детский фольклор;
-
Детская журналистика, деткоры;
-
Детская личная письменность: дневники, стихи, альбомы.
Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Кроме подачи статей по заданной проблематике, мы приветствуем подачу материалов в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.
Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru
Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей – 1 февраля 2023 года.
Номер выйдет в июне 2023 года.
Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству,
Редакция ДЧ