https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/issue/feed Детские чтения 2023-06-17T17:57:56+03:00 Svetlana Maslinskaya (Светлана Маслинская) braunknopf@gmail.com Open Journal Systems <p>Рецензируемый научный журнал, публикующий результаты исследований в области детской литературы, вопросов детского чтения, антропологии детства и смежных исследований по истории, филологии и культуре детства в России и за рубежом. Издается с 2012 года. </p> <p>В журнале, кроме научных статей, представлены рецензии, обзоры конференций, дискуссии, интервью и рецензии. Журнал публикует статьи на русском и английском языках.</p> <p><strong>Учредитель: </strong><a href="http://www.pushkinskijdom.ru/">Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН</a></p> <p><strong>Главные редакторы</strong>: <a href="https://science.urfu.ru/en/persons/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F">Мария Литовская</a> и <a href="http://pushkinskijdom.ru/nauchnye-otdely/tsentr-issledovanij-detskoj-literatury/maslinskaya-svetlana-gennadevna/">Светлана Маслинская</a></p> <p> </p> <p>Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=18671">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата филологических наук.</p> <p>Журнал включен в каталог подписки «Урал-Пресс». Подписной индекс издания – ВН018605. Оформить подписку на печатный вариант журнала можно на сайте Подписного Агентства «Урал-Пресс»: <em>https://www.ural-press.ru/catalog/98131/8754554/</em></p> <p><strong>ISSN 2304-5817 (Print)</strong></p> <p><strong>ISSN 2686-7052 (Online)</strong></p> <p><sup>Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 74012 от 19 октября 2018 г.</sup></p> https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/568 СОЧИНЕНИЯ ЛИЦЕИСТОВ НА СТРАНИЦАХ АЛЬМАНАХА «ОТДЫХ» 2023-06-17T17:09:52+03:00 Константин Лемешев konstantinkn2013@yandex.ru <div class="page" title="Page 332"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Вступительная статья к публикации материалов из альманаха «Отдых» (его единственный экземпляр, известный на данный момент, хранится в Российской национальной библиотеке) содержит описание альманаха, краткий обзор входящих в него произведений (все они написаны воспитанниками Императорского Александровского Лицея) и краткие биографические сведения о «редакторе-издателе», подписавшемся как «Н. Пушкин». Время составления сборника (конец 1886 — начало 1887 гг.) можно определить на основании сведений, приведенных в одном из текстов. Включив Н. Пушкина в «Предварительный список русских писателей и ученых», С.А.Венгеров снабдил посвященную ему справку ремаркой-вопросом: «правнук А. С. Пушкина?». Изучение материалов, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве СПб, заставляет ответить на этот вопрос отрицательно. Тексты самого альманаха разнообразны по составу: художественная проза (короткие рассказы), лирические стихотворения, заметка о лицейском театре и редакторское «Послесловие». Последние два текста содержат интересные подробности, относящиеся к повседневной истории Лицея. Художественные тексты подражательны, что является обычным для детского литературного творчества. В то же время кроме поэтических (преимущественно романтических) штампов и «наивного нарратива» в произведениях юных авторов встречаются творческие удачи, свидетельствующие о наличии таланта и о желании его развивать.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детская литература, ученические журналы и сборники, лицейские рукописные журналы, лицейские традиции, Императорский Александровский Лицей, Н. Е. Пушкин, С. А. Венгеров</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/569 «ВОЙНА ГИМНАЗИСТОВ С ЧЕРТЯМИ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ К[ЕССЛЕРА] ИЗ АДА»: О ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ К. А. ИВАНОВА 2023-06-17T17:16:06+03:00 Марина Федотова fedotova_m@mail.ru <div class="page" title="Page 361"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье проанализирована сохранившаяся в двух списках в личных архивах И. А. Шляпкина (РНБ) и В. Г. Дружинина (РГАЛИ) поэма «Война гимназистов с чертями за освобождение К[есслера] из ада», написанная в гимназические годы Константином Алексеевичем Ивановым (1858–1919), однокурсником Шляпкина и Дружинина: все трое были выпускниками Третьей Санкт-Петербургской классической гимназии. В будущем К. А. Иванов стал известным педагогом (в том числе он преподавал историю и географию детям императора Николая II), автором многочисленных учебников, пособий и очерков по русской и средневековой зарубежной истории. Другой несомненный талант К.А.Иванова — талант поэтический, вершина которого — это перевод «Фауста» Гете, изданный стараниями его наследников только в 2005 г. Гимназическая поэма Иванова «Война гимназистов с чертями за освобождение К[есслера] из ада» была посвящена учителю латинского языка Третьей Санкт-Петербургской гимназии Э. Э. Кесслеру, ходила в списках, имела большой успех среди учеников и учителей гимназии. В статье она рассмотрена, с одной стороны, как литературная интеллектуальная игра, построенная на подражаниях русской поэзии XVIII–XIX вв., мировой классике, на аллюзиях на сочинения античной литературы и античные мифы, с другой — как шуточное произведение, отражающее бытовую жизнь гимназистов-пансионеров. В приложении публикуется текст поэмы по автографу автора.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: педагогика, гимназическая поэма, подражания, античная литература, русская поэзия, К. А. Иванов, Э. Э. Кесслер</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/570 В ЧАСЫ ДОСУГА: ДЕТСКИЙ РУКОПИСНЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ НАЧАЛА XX ВЕКА ИЗ ФОНДОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА 2023-06-17T17:20:53+03:00 Снежана Волоскова snezhana29@yandex.ru <div class="page" title="Page 387"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Публикация посвящена рукописному иллюстрированному журналу начала XX в. «В часы досуга», хранящемуся в секторе особо ценных фондов фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена. Журнал предназначен для детей и на 30 страницах содержит рассказы, стихи, шарады, письмо к читателям с обзором прочитанных книг. На основе анализа содержания текстов сделаны выводы об их предполагаемых авторах. Период создания журнала определен приблизительно по упоминаемым в текстах реалиям и по особенностям художественного оформления, характерного для стиля модерн. Предположительно журнал создан в 1906–1908 гг. Именно в этот период, в конце XIX– первом десятилетии XX в. происходит резкое увеличение количества самодеятельных детских и подростковых журналов как результат детского самовыражения и самоорганизации. Этот процесс связан с ослаблением цензуры после революции 1905 г. Исторически большинство рукописных периодических изданий, созданных детьми в учебных заведениях или в семье, не сохранилось, либо они хранятся в библиотеках и архивах, и доступ к текстам такого рода для широкого круга читателей и исследователей затруднен. Фиксирование и анализ такого вида источников — новый этап в осмыслении мировосприятия детей и подростков на рубеже XIX–XX вв.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детский журнал, рукопись, рукописный журнал, детское творчество, повседневность</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/571 МАТЕРИАЛЫ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА 1950–1970-Х ГОДОВ ИЗ НОВОСИБИРСКОГО ГОРОДСКОГО АРХИВА 2023-06-17T17:26:11+03:00 Михаил Давыденко davydenko.2018@bk.ru <div class="page" title="Page 415"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье публикуется сочинение школьницы Людмилы Муравьевой, получившее первое место на литературном конкурсе Дворца пионеров в городе Новосибирске в 1962 г. Детский литературно-творческий конкурс считался важной частью массовой работы в отделе художественного воспитания новосибирского Дворца пионеров в 1950–1970-х гг. Его работа тщательно задокументирована в ежегодных формальных отчётах Дворца пионеров, которые хранятся в Новосибирском городском архиве (НГА) в фонде 143 Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Новосибирска «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи „Юниор“». Основываясь на материалах документов из архива, автор статьи характеризует организационную структуру конкурса, состав участников, организаторов, последовательность проведения конкурса, инструкции для проведения творческих конкурсов. Также отражены биографии участников конкурса и их дальнейшая творческая судьба, связанная с литературой и журналистикой, а также биографии организаторов и членов жюри конкурса. В приложении к статье публикуется сочинение «Статуэтка» Людмилы Муравьевой и заключение-отзыв писателя Николая Осинина, члена жюри конкурса, составленное по результатам конкурса 1962–1963 учебного года.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: литературный конкурс, Дворец пионеров, литературное творчество детей</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/573 РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ «ВЫРАСТАЯ ИЗ КОММУНИЗМА. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, 1991–2017 ГГ.» А. ЛАНУ, К. ГЕРОЛЬД И О. БУХИНА. PADERBORN:BRILLSCHO ̈NINGH,2021. 2023-06-17T17:38:43+03:00 Диана Антонелло diana.antonello@phd.unipd.it <div class="page" title="Page 444"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В рецензии на коллективную монографию «Вырастая из коммунизма», написанную Андрией Лану, Келли Херолд и Ольгой Бухиной, характеризуется основное содержание книги, ее предмет (постсоветская детская литература), хронологические рамки (2000–2013 гг.), методы исследования (интервью, беседы), основные выводы, к которым пришли авторы. Рецензент отмечает, что в монографии освещаются основные этапы развития русской детской литературы, сформировавшейся после появления в 1991 г. рыночной экономики, книжного рынка и начала деятельности частных издательств. По мнению рецензента, авторы исследования предлагают всесторонний анализ факторов, повлиявших на становление и развитие постсоветской детской литературы. В монографии затрагиваются вопросы литературной и издательской конкуренции, освещается творчество отдельных авторов (например, Екатерины Мурашовой, Мариам Петросян, Наринэ Абгарян, Дины Сабитовой), рассматривается связь детской литературы 1990-х — 2000-х гг. с каноном советской детской литературы, освещается трансформация взгляда на читателя-ребенка, которого начинают воспринимать не только в качестве активного субъекта процесса чтения, но и как потребителя со своими запросами и интересами. В рецензии подчеркивается, что это исследование вносит значительный вклад в изучение современной русской детской литературы.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: история детской литературы, постсоветская детская литература, массовая детская литература, детские издательства, литературный канон</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/551 От редакции 2023-06-17T14:13:35+03:00 Светлана Маслинская braunknopf@gmail.com <div class="page" title="Page 6"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Детская литература во многом определяется тем, какой степенью субъектности общество наделяет ребенка. 23 номер «Детских чтений» посвящен явлению, осмысление которого наглядно демонстрирует подвижность социальных представлений о ребенке как созидающем субъекте, — детскому творчеству. Мы включаем в это понятие и процесс, и результаты усилий детей по созданию новых, не существовавших ранее уникальных объектов.</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/574 ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ НЕЁЛОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКАЗКИ И ФАНТАСТИКИ: К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ 2023-06-17T17:45:49+03:00 Надежда Ровенко rovenko@petrsu.ru Софья Лойтер sofia5@sampo.ru <div class="page" title="Page 445"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В обзоре представлены материалы научного семинара, посвященного юбилею профессора Е.М.Неёлова (1947–2014), чья жизнь и научная деятельность были связаны с Петрозаводским государственным университетом. Это мероприятие стало продолжением семинара памяти профессора И.П.Лупановой. Цель семинаров заключается в том, чтобы благодаря углубленному знакомству с личностью и трудами И.П.Лупановой и Е.М. Неёлова расширить проблематику изучения фольклорной и литературной сказок, современного школьного фольклора, детской литературы, научной фантастики и фэнтези. Обсуждение предлагаемых тем предполагает профессиональную полемику и способствует углублению и закреплению материала, так как участниками, помимо преподавателей и ученых, являются студенты и магистранты, а также учителя и ученики старших классов. В обзоре детально характеризуются доклады, представленные на семинаре, отмечается то, как их темы и методы связаны с научным наследием Е.М.Неёлова. В докладах и сообщениях, прозвучавших на семинаре, раскрывается новаторский и оригинальный характер исследований Е.М.Неёлова, демонстрируется преемственность подходов современных исследователей и методологии, разработанной Неёловым. В поле зрения исследователей оказываются не только жанры сказки и фантастики, но и произведения детской литературы, школьный фольклор, творчество писателей XIX–ХXI вв. (Е.Баратынского, К.Гнетнева, М.Булгакова, В. Каверина, Л. Петрушевской, А. и Б. Стругацких, В. Пелевина).</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детская литература, народная и литературная сказка, научная фантастика, фэнтези, Е. М. Неёлов</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/575 ДЕТИ И ДЕТСТВО, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА: КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА 2023-06-17T17:50:43+03:00 Екатерина Ромашина katerinro@yandex.ru <div class="page" title="Page 453"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Третья научная онлайн-конференция «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования. Памяти Виталия Григорьевича Безрогова (1959–2019)» состоялась 2–3 декабря 2022 г. Ее организаторами выступили факультет культурологии Российского государственного гуманитарного университета (председатель организационного комитета — декан Г.И.Зверева) и Институт инновационных образовательных практик Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого (сопредседатель — профессор Е. Ю. Ромашина). Будучи мемориальной, конференция, вместе с тем стала площадкой обсуждения широкого спектра вопросов по истории культуры и образования: изучение детства в междисциплинарном научном дискурсе; учебная книга и образовательные практики Европы и России; антропология детства и др. Отдельной тематической панелью конференции стал разговор о наследии Яна Амоса Коменского — к юбилею гения.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: история образования, история детства, история культуры, учебник, школа, ученичество</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/576 МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «L’AUTRE DANS LA LITTÉRATURE DE JEUNESSE RUSSE» 2023-06-17T17:57:56+03:00 Джулия Де Флорио giulia.deflorio@unimore.it <div class="page" title="Page 465"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Обзор посвящен международной научной конференции «L’autre dans la littérature de jeunesse russe» («„Другой“ в русской детской литературе»), состоявшейся в Университете Клермон Овернь. Конференция была организована Центром исследований литературы и социопоэтики (Centre de Recherches sur les Littératures et la Sociopoétique / CELIS) и объединила специалистов по детской литературе из России, Франции и Италии. Было представлено десять докладов, в которых категория «Чужого / Другого» рассматривалась на материале русской детской литературы разных эпох и направлений и помещалась в контекст современных мировых исследований об агентности ребенка. В фокусе внимания ученых — творчество отдельных авторов (Аркадия Гайдара), жанры и поджанры детской литературы (зообеллетристика, фантастика, фэнтези, научно-познавательная литература), историко-культурные феномены (детская книга русского зарубежья), различные аспекты репрезентации «другого» (телесность, категория «толстый / тонкий», темы (рецепция войны в современной детской литературе), отдельные произведения («Лето в пионерском галстуке» К.Сильвановой и Е. Малисовой). В обзоре даны краткие сведения о докладах, обращено внимание на разнообразие методов и подходов исследователей, охарактеризовано значение конференции в целом.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: конференция, категория «чужой / другой», русская детская литература</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/552 ОТРЯД ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ 2023-06-17T14:25:02+03:00 Светлана Маслинская braunknopf@gmail.com Ольга Лучкина olyalukoie@gmail.com <div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Во введении к архивному блоку предлагается краткий обзор рассуждений педагогов, писателей, психологов о детском творчестве. В начале XX в. интерес к детскому писательству был тесно связан с решением образовательных задач: используя жанры личной письменности (дневник, письмо, рукописный альбом/журнал), педагоги надеялись развить письменную речь учащихся. В то же время детское сочинительство стало наделяться самостоятельной ценностью, как следствие стала дискутироваться проблема имманентных качеств детского творчества как феномена. Природа детского писательства рассматривалась с точки зрения оригинальности/вторичности. Если педагоги свободного воспитания еще видели в индивидуальном детском творчестве эстетическую ценность, то к 1930-м гг. писатели, патронировавшие детское сочинительство, констатировали, с одной стороны, необходимость шлифования детского письма, а с другой — фиксировали неизбежное влияние книжных и газетных шаблонов, которое деформировало «непосредственность», «органичность», «подлинность», «свежесть» детского письменного языка. Увлечение коллективными формами творчества в первой трети ХХ в. выразилось в появлении таких форм организации детского самовыражения, как коллективные творческие проекты. Их поддержка взрослыми привела к публикациям значительными тиражами сборников детских произведений. В то же время в размышлениях педагогов и писателей обнаруживалось ревнивое неприятие следствий издания детского творчества: «зазнайство» и «высокомерие» детей. В конечном итоге творчество, признанное педагогами как легитимный способ самовыражения детей, к концу 1930-х гг. снова стало восприниматься прежде всего как образовательный инструмент.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детское писательство, творческое самовыражение, субъектность ребенка, коллективное сотворчество, литературная профессионализация</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/553 О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ (1913) 2023-06-17T14:29:52+03:00 Василий Воронов e.lekarevich@gmail.com <div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Впервые опубликовано в: Вестник воспитания. 1913. No 4. С. 74–105.</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/554 КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА ОДНОЙ ШКОЛЫ) (1923) 2023-06-17T14:35:51+03:00 А. Аристова e.lekarevich@gmail.com Адриан Веденяпин e.lekarevich@gmail.com <div class="page" title="Page 47"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Впервые опубликовано в: Сибирский педагогический журнал. 1923. No 3. С. 89–100.</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/555 ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ (1938) 2023-06-17T14:38:54+03:00 Степан Злобин e.lekarevich@gmail.com <div class="page" title="Page 64"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Впервые опубликовано в: Детская литература. 1938. No 18–19. C. 110–114.</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/556 ТВОРЧЕСТВО РЕБЯТ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ (1938) 2023-06-17T14:41:54+03:00 Лев Квитко e.lekarevich@gmail.com <div class="page" title="Page 72"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Впервые опубликовано в: Детская литература. 1938. No 18–19. С. 20–21.</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/557 ДЕТСКИЕ ТЕКСТЫ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В РОССИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ 2023-06-17T15:10:21+03:00 Ольга Никонова olga-nikonova@yandex.ru Елена Кравченко elena_kravchenko1978@mail.ru <div class="page" title="Page 77"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Статья посвящена детским письмам, которые публиковались в журналах для детей старшего возраста конца XIX — начала XX вв. Историография данной темы не слишком обширна. Исследовательский интерес был сфокусирован на детских сочинениях и анкетах советского периода. Зарубежные исследователи отдавали предпочтение изучению детских текстов периода Первой мировой войны. Источниковую основу статьи составили детские письма, опубликованные в журналах «Задушевное слово», «Путеводный огонёк», «Ученик» и «Родник». В статье реконструируются редакционные стратегии привлечения читателей к активному диалогу, специфика содержания и структуры детских писем. Путем создания релевантной выборки писем журнала «Задушевное слово» и ее анализа сделаны выводы о предмете детской переписки и жанровых особенностях коммуникации, эволюции детского языка. Авторы приходят к выводу об успешности редакционных стратегий по организации детского общения через журналы, превращении периодических изданий в пространство детской «виртуальной» коммуникации, охватившей самые отдаленные уголки Российской империи. Детская переписка иллюстрирует активную вовлечённость юных читателей в журнальные клубы и объединения. Результатом детского эпистолярного общения стало овладение принципами письменной речи, «взросление» детских текстов в содержательном и стилевом отношении. При этом доминантой детских писем оставались личные интересы, семья, увлечения и путешествия.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детские письма, журналы для детей старшего возраста, «виртуальная коммуникация», редакционная политика, Первая мировая война, «Задушевное слово», «Путеводный огонек», «Ученик»</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/558 УЧАСТИЕ М. ГОРЬКОГО В ДЕТСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОЕКТАХ 2023-06-17T15:19:35+03:00 Елена Кудрина kelenvik@yandex.ru <div class="page" title="Page 101"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>На протяжении всей жизни М. Горький переписывался с детьми, выполнял «детские заказы» на сказку и поддерживал издательские проекты детей: «Школа шалунов» (1909), «Интересные незнакомцы (Дети и война)» (1919), «Кем хотят быть наши дети» (1929), «Мы живем в „Гиганте“» (1930). В 1934 г. Горький одобрил уникальный литературный проект, инициированный детьми, — «База курносых». В статье приводится ранее не публиковавшееся письмо авторов, которое они отправили Горькому вместе со своей книгой. Коллективное творчество литературного кружка, возглавляемого поэтом И. И. Молчановым-Сибирским, получило всесоюзное признание. Авторы были приглашены на Первый Съезд советских писателей, лично общались с Горьким. Впечатления от поездки в Москву составили вторую книгу «База курносых в гостях у Горького» (1936). В статье рассматривается эволюция отношения М. Горького к детскому сочинительству: от раннего этапа увлечения творчеством детей к позднему скептическому взгляду на детское графоманство. Критически оценивая произведения юных авторов, Горький в целом приветствовал детское творчество, прославляющее страну Советов, а детской книге как средству воспитания придавал огромное значение.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детская литература, детское коллективное творчество, «База курносых», Максим Горький</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/559 ЖУРНАЛ «КРАПИВА»: НЕЗАВИСИМОЕ ТВОРЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ 2023-06-17T15:25:13+03:00 Нина Барковская barkovskaya@list.ru <div class="page" title="Page 137"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Статья посвящена исследованию детского литературно-публицистического журнала «Крапива», который издается в Екатеринбурге с 2017 г. при Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи им. В. П. Крапивина. Периодичность выпусков «Крапивы» — один раз в год, на сегодняшний день вышло шесть номеров журнала. Редколлегию составляют дети, они же отбирают тексты для публикации, готовят оригинал-макет номера и его оформление (рисунки, фотографии). Анализ редакционных заявлений в журнале, интервью с куратором и участниками клуба позволяют сделать вывод об уникальности издания: авторы свободны в своем творчестве, тактика и позиция куратора демократичны. «Крапива» заявила себя не только в качестве журнала, но и как площадка для еженедельного общения, обсуждения тех проблем, которые волнуют современных подростков. На собраниях сообщества обсуждаются новые произведения участников, проходят встречи с писателями, изучаются вопросы теории и поэтики литературы. Выбор названия (помимо указания на Крапивина, чье имя носит библиотека), мотивирован стремлением начинающих авторов поделиться травматичными переживаниями, подобными жгучей крапиве. Эпиграфом к журналу выбраны слова, сказанные одной из участниц: «Крапива — это боль детства». В статье характеризуются рубрики журнала, выявляются доминирующие темы, анализируется жанровый состав публикуемых произведений.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детское литературное творчество, детская библиотека, детский журнал, развитие творческих способностей детей</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/560 ДРАМАТИЗАЦИЯ И ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В ДЕТСКОМ САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ТЕАТРЕ 1920-Х ГОДОВ 2023-06-17T15:30:23+03:00 Эрика Паротти erika.parotti@unimi.it <div class="page" title="Page 152"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматривается феномен детского театра 1920-х гг., ставший мощным педагогическим и идеологическим орудием. При анализе принимаются во внимание два ключевых фактора, которые играли роль в развитии детского театра в изучаемый период: создание Единой трудовой школы и распространение так называемого самодеятельного театра. Согласно педагогическим исследованиям того времени, использование драматизации в школе способствовало обучению детей, удовлетворяя их натуральный «драматический инстинкт». Кроме того, с пропагандистской точки зрения непрофессиональная сцена рассматривалась как идеальная форма пролетарского искусства. В обеих сферах большое значение уделялось театру как средству развития самостоятельности, активности и творчества учащихся — основных навыков для формирования ребенка как нового советского человека. Педагогические и идеологические принципы раннесоветского детского театра подробнее анализируются на примере творчества А. А. Бардовского.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детский театр, детское творчество, советская педагогика, драматическая игра, единая трудовая школа, самодеятельный театр, массовые игры, Александр Бардовский</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/561 ИГРА В РЫЦАРЕЙ НА СТРАНИЦАХ МЕМУАРОВ Н. П. АНЦИФЕРОВА 2023-06-17T15:35:59+03:00 Анна Гумерова gratia4@yandex.ru <div class="page" title="Page 175"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Игра, в процессе которой дети создают вымышленные миры, нередко представляет собой явление, сочетающее элементы игровой импровизации и художественного творчества (создание текстов, рисунков, географических карт и прочих артефактов, связанных с игровыми сюжетами и мотивами). Игра такого рода детально описана в мемуарах историка и литературоведа Н.П.Анциферова (1889–1958), где на фоне изображения реалий и событий повседневности показано взросление ребенка. Важно отметить, что герой мемуаров — читающий ребенок, который растет в обстановке насыщенного культурного и литературного контекста. Во второй и особенно в третьей части мемуаров Н. П. Анциферов подробно описывает импровизационную «игру в рыцарей», в которой для него и его друзей гармонично соединялись представления об исторических событиях, впечатления от прочитанной литературы и собственная фантазия. Вымышленные персонажи, представляющие собой отражение реальных исторических и литературных персонажей, стали особенно дороги играющим; биография таких персонажей глубоко и логично простраивается с помощью исторических и литературных источников; сюжеты игры надолго остаются в памяти автора мемуаров и его товарищей по игре. Можно предположить, что в описании игры в рыцарей мы видим первое проявление тех индивидуальных творческих и исследовательских особенностей, присущих Н.П.Анциферову, которые в будущем легли в основу его научного метода.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: детская игра, утопия, биография, мемуары, локально- исторический метод, импровизация, творчество, Николай Анциферов</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/562 «ЗА НЕМОТОЙ ИДЕТ ГЛУХОТА» К ТЕКСТУ И... ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ В ШКОЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ (ПО СТРАНИЦАМ СТАТЬИ М. А. РЫБНИКОВОЙ «ОТ МАЛЕНЬКОГО ПИСАТЕЛЯ — К БОЛЬШОМУ ЧИТАТЕЛЮ») 2023-06-17T15:41:56+03:00 Елена Романичева RomanichevaES@mgpu.ru <div class="page" title="Page 193"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Автор обращается к известной в основном по названию статье М. А. Рыбниковой «От маленького писателя — к большому читателю». Анализируя ее и параллельно привлекая другие исследования, автор говорит о попытке методиста соединить в единой системе классную и внеклассную работу, поставив в центр развитие творческих способностей ученика, в том числе и через обучение творческому сочинению. Рассматривая литературное творчество учеников с «педагогической» точки зрения, М. А. Рыбникова утверждает: если маленький читатель не попробовал себя в написании текста, то за «немотой следует глухота» к слову, к художественному произведению, поэтому написание собственного текста должно предшествовать чтению. Обучение творческим сочинениям методист предлагает выстроить от школьника, только начинающего входить в мир литературы, от его жизненных наблюдений, которые он фиксирует в своем тексте. Описывая свой урок обучения творческому письму, методист показывает, как это можно сделать в любом классе с самыми разными детьми. Обучение творчеству, как показано методистом в дальнейших статьях, идет по определенному алгоритму: формирование умения видеть и наблюдать, выбор точного слова для фиксации своих мыслей и чувств, обогащение лексического запаса, в том числе и через обращение к классическому тексту в процессе его анализа, планирование материала.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: творческие сочинения, алгоритм обучения, формальное и неформальное образование, чтение по школьной программе, Мария Рыбникова</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/563 БУМАЖНЫЕ САМОДЕЛКИ В СОВЕТСКИХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ И КАЛЕНДАРЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ «ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» И «ЗВЕЗДОЧКА») 2023-06-17T15:46:57+03:00 Елена Корвацкая sun3109@yandex.ru <div class="page" title="Page 214"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Предметом данного исследования стали бумажные самоделки, которые предлагались в качестве приложения к советским журналам и календарям для детей. Они рассматриваются в статье как явление советской массовой культуры в контексте развития детского творчества и игровой деятельности. Внимание уделяется конструкторам в периодических изданиях 1920–1960-х гг. («Мурзилка», «Детский календарь», «Звездочка»), их бытование связывается с идеями построения личности советского человека, с его общекультурным развитием, социализацией (в том числе, с приобщением к чтению). Помимо формирования основ художественно-технического творчества и трудовой культуры, бумажные самоделки решали проблему дефицита товаров широкого потребления, в частности игрушек. Подробно рассматривается ежегодное издание «Детский календарь» для младшего и среднего школьного возраста, выходившее под редакцией методиста Елизаветы Ивановны Гроздовой в 1940–1950-е гг. Оно входило в круг чтения советского ребенка и предлагало читателю разнообразные самодельные бумажные модели и конструкции. В «Детском календаре» отразились характерные особенности развития художественного конструирования, а именно переход от создания игрушки по уже имеющейся развертке по аналогии с самоделками дореволюционного периода к изготовлению развертки или собственной модели.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: самоделки, конструирование, техническое творчество, моделирование, советское детство, «Мурзилка», «Детский календарь», «Звездочка», Е. И. Гроздова</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/564 ГОЛОСА ЯПОНСКИХ ДЕТЕЙ В СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 2023-06-17T16:49:06+03:00 Мария Громова marija.gromova@list.ru <div class="page" title="Page 236"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматривается история публикаций в советской детской периодической печати («Пионерская правда», «Пионер», «Костер» и пр.) рисунков, писем и художественных текстов, созданных японскими детьми. Упоминаются статьи японских специалистов по художественному воспитанию детей, опубликованные в журнале «Детская литература». Выявляется основной массив публикаций; процитированы письма, рассказы и стихи, описаны рисунки и гравюры. Материалы освещаются в хронологической последовательности. Они рассматриваются в контексте советско-японских отношений, а круг тем сопоставляется с образом Японии, актуальным в СССР в соответствующий период. Материал позволяет проследить, как на формирование образа Япо- нии в советской периодике для детей влиял идеологический фактор. В письмах, опубликованных в эпоху оттепели, присутствуют элементы образа Японии, характерные для официального советского дискурса эпохи холодной войны: социальные проблемы после Второй мировой войны, ремилитаризация, военная агрессия США, трагедия Хиросимы и Нагасаки, антиядерная борьба и антиамериканские настроения, национальная самобытность японского народа. В 1970-е гг. эти темы исчезают из писем японских детей, сменяясь доброжелательным интересом к СССР, почти лишенным идеологической составляющей.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: японское детское творчество, советские детские журналы, детское творчество, образ Японии в СССР, советско-японские отношения</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/565 ДЕТСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 2023-06-17T16:54:49+03:00 Екатерина Асонова asonova_ea@mail.ru <div class="page" title="Page 255"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматривается репрезентация литературного творчества в современной прозе для подростков. Автор статьи анализирует повесть российской писательницы Нины Дашевской «Тимофей: блокнот» (2020), а также повести польской писательницы Дороты Касьянович «Привет, волки!» (2014) и нидерландской писательницы Аннет Хёйзинг «Как я нечаянно написала книгу» (2014), которые были переведены на русский язык в 2018 г. и 2021 г. Главные герои этих книг — подростки, которые занимаются литературным сочинительством и пробуют свои силы в писательстве. Каждая из авторок предлагает свою концепцию детского литературного творчества. Объединяет их позиции отношение к сочинительству как культурной и терапевтической практике, способу познания мира. В статье анализируются приемы репрезентации писательской деятельности в произведении для подростков, предлагаются методики интерпретации «послания» юному читателю о том, что такое литературное творчество, какое место оно занимает в мире, какую роль может играть в жизни человека, в развитии его самостоятельности. В фокусе зрения автора статьи — фигуры подростков-сочинителей, их наставников и те функции, которые изображение литературного творчества выполняет в повестях.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: репрезентация литературного творчества, подростковая литература, Нина Дашевская, Дорота Касьянович, Аннет Хёйзинг</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/566 КОНСТРУИРОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ СУБЪЕКТОВ В ПРОЗЕ ДЛЯ НАРОДНОГО ЧТЕНИЯ 1839–1861 ГОДОВ 2023-06-17T16:59:50+03:00 Алексей Вдовин avdovin@hse.ru <div class="page" title="Page 269"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В традиционном нарративе об истории народного образования и чтения в Российской империи считается, что книги для народного чтения как жанр появились не ранее 1860-х гг., а массово — в 1880-е гг. Статья корректирует это представление и на материале 15 фикциональных текстов, созданных образованной элитой (М. Н. Загоскиным, В. А. Соллогубом, В. И. Далем, В. П. Бурнашевым, Н. В. Успенским, М. А. Корсини, М. Л. Михайловым, Марко Вовчок и др.) для народного чтения в 1839–61 гг., доказывает существование раннего этапа развития такого типа дидактической литературы для народа. Используя метод определения элементарных сюжетов для художественных текстов, автор выявляет 4 группы текстов с разными типами сюжета (бессюжетные, тип «Искушение», тип «Насилие», тексты о любви и браке), за которыми стоят разные представления о том, кто такие крестьяне как субъекты, как они должны взаимодействовать друг с другом, с законом и властью. Анализ сюжетов становится в статье отправным пунктом для интерпретации той модели крестьянской субъектности, какую конструировали авторы рассказов для народа. Исследование показывает, что если в 1840-е и в первой половине 1850-х гг. доминировала патриархальная модель крестьянского субъекта, то накануне отмены крепостного права в 1859–61 гг. на страницах журнала «Народное чтение» демократически настроенные авторы (Марко Вовчок и М. Л. Михайлов) пытаются сконструировать в рассказах для крестьян эмансипированный тип субъектности, в центре которой стоит человеческое достоинство. Отдельный раздел статьи посвящен сходству литературы для народа 1840-х гг. с детской литературой 1830-х гг.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: крестьянское чтение, литература для народа, субъектность, дидактическая литература, теория модернизации</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/567 ДЕТСКИЕ АДАПТАЦИИ РОМАНА ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ДЭВИД КОППЕРФИЛЬД» НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ 2023-06-17T17:04:39+03:00 Анастасия Егорова tassia.egorova@gmail.com <div class="page" title="Page 299"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье описаны адаптации романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд», выполненные на русском языке для детей. Основная цель работы заключалась в том, чтобы определить, менялись ли подходы к работе с романом в разные исторические периоды — в дореволюционные годы, во времена советской власти и в современной России. Для этого были проанализированы доступные на сегодняшний день переводы «Дэвида Копперфильда», ориентированные на детей и юношество. Текст рассматривался как с переводоведческой, так и с филологической и культурологической точки зрения. Исследование показало, что в дореволюционную эпоху одни переводчики обрывали повествование на том моменте, когда заканчивалось описание детских невзгод Дэвида Копперфильда, другие предпринимали попытки создать краткий пересказ всего романа. В Советском Союзе издавались более полные переводы с большим количеством пояснительных сносок и комментариев. Начиная с 2000-х гг. новые попытки адаптировать роман не предпринимались — публиковались переводы англоязычных детских адаптаций и новые редакции ранее выполненных переводов. Это представляется связанным не с политической историей страны, а скорее с эволюцией переводческой этики.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: перевод, история перевода, аннотация переводов, адаптация для детей, детская литература, викторианская литература, Чарльз Диккенс, Дэвид Копперфильд</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/572 ОПЫТ ЛИТЕРАТУРНОЙ СТУДИИ 2023-06-17T17:33:09+03:00 Андрей Жвалевский e.lekarevich@gmail.com Евгения Пастернак e.lekarevich@gmail.com <div class="page" title="Page 430"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В очерке беларуских детских писателей А. Жвалевского и Е. Пастернак рассказывается об опыте преподавания литературного мастерства в практикуме «Литература с авторами» («ЛИcА»), открытом в 2016 г. в Минске, а также в рамках других образовательных программ. Основные слушатели курса — подростки 12–17 лет. Авторы обзора пишут об основных целях практикума, методах и особенностях организации литературной учебы, актуализируя свой опыт преподавания.</p> <p><em>Ключевые слова</em>: литературное мастерство, литературная учеба подростков, детские писатели, Литература с авторами (ЛИcА)</p> </div> </div> </div> 2023-06-17T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Детские чтения