• Журнал "Детские чтения" (обложка) Том 17 № 1 (2020)

    17 выпуск посвящен дискуссиям о табу в детской литературе. Призывы к расширению рамок и преодолению запретов заставляют вспомнить, когда и зачем была создана детская литература. Если в эпоху Просвещения авторы детских книг были едины в своем намерении научить детей добродетели, показывая им «добрые и худые примеры поведения», и ни у кого из них не возникало и мысли, что в детскую литературу может быть допущена какая-либо неудобная, спорная или провокационная тема, то уже во второй половине XIX века критики выделяли «вредные темы», которые по их недосмотру просочились в произведения для детей, и призывали бороться с ними, а в начале XX века, напротив, требовали расширить рамки детской литературы и ввести в неё «жгучие темы общественной борьбы». Ретроспективе представлений о табу в детских книгах и детском чтении посвящены материалы рубрики «Архив». XXI век стал временем стремительного избавления от табу и запретов, накопившихся за предыдущее столетие, но возникли и новые запретные темы (или непрочно забытые старые). Старым, новым и новейшим табу в детской литературе посвящены материалы 17 номера.

  • Том 16 № 2 (2019)

    16 номер «Детских чтений» посвящен исследованиям изданий детской книги в первое тридцатилетие ХХ в. В большинстве статей номера авторы так или иначе обращаются к изучению международного контекста советской визуальной культуры, адресованной детям: изучается влияние британской школы иллюстрирования на российскую, влияние советских художников на французских иллюстраторов, влияние американской анимации на советскую и др. Как показывают статьи, вошедшие в 16 номер, значение международного обмена в развитии детской визуальной культуры в этот период весьма велико. Визуальное наполнение детских книг и журналов первой трети ХХ века дает хорошее представление о том, в какой степени заимствования влияли на формирование образа России в других странах, и напротив, как отразились стереотипы о «Западе» в советской книжной культуре для детей.

     

  • Том 15 № 1 (2019)

    15 выпуск журнала «Детские чтения» задумывался как номер, посвященный исследованиями детской литературы XIX в., периоду, значение и роль которого в истории детской литературы весьма велика. В это столетие появились первые профессиональные авторы, пишущие для детей, сложились основные направления и жанры детской литературы, стали формироваться институциональные структуры, обеспечивающие полноценное функционирование литературы для детей и юношества: специализированные издательства, детские журналы, критика и библиография детской литературы. Однако статей и материалов, связанных с заявленной темой номера, поступило в редакцию совсем немного. Публикуемые в пятнадцатом выпуске «Детских чтений» статьи о детской литературе XIX в. — весьма скромный вклад в изучение этого «темного» века в истории отечественной детской литературы. В публикуемых ниже статьях и эссе рассматриваются различные аспекты истории литературных связей и влияний, специфики национальных детских литератур, вопросы переводов и адаптации художественной и образовательной литературы для детей, а также педагогической и читательской рецепции инокультурных текстов.

  • Том 14 № 2 (2018)

    14 номер посвящен изучению академического  и издательского комментирования детской литературы. «Ключи от наследства», которые современные составители комментариев подбирают к советской детской литературе, мотивы и прагматика использования этих ключей – основная тема номера.

     

  • Том 13 № 1 (2018)

    13 номер журнала «Детские чтения» посвящен памяти выдаю­щегося российского исследователя истории детской литературы Евгении Оскаровны Путиловой (1923–2018). Подготовка номера
    началась в момент празднования 95‐летнего юбилея Евгении Оскаровны и завершилась в дни траура. Таким образом, часть материалов этого номера была подготовлена с участием самой Евгении
    Оскаровны, а часть является данью ее памяти.

  • Том 12 № 2 (2017)

    Двенадцатый номер «Детских чтений» посвящен столетию революции 1917 г. В выпуске собраны исследования, которые отвечают на вопросы, позволяющие прояснить значение революционных событий 1917 г. в истории детской литературы. Трансформация содержания и прагматики детской литературы, которая произошла в 1920‐е гг., не была одномоментной. Новые советские ценности начали артикулироваться только в 1923–1924 гг., когда, с одной стороны, в Россию стали более
    актив но прони кать сюжеты, связанные с левой идеологией, такие как «пролетарские сказки». В блоке статей «Дневник Кости Рябцева: три измерения» собраны материалы, посвященные одному произведению, которое можно назвать «экземплификативом эпохи». Повесть Н. Огнева
    вобрала в себя жанровые и стилевые поиски авангардного искусства, отразила реформы и эксперименты в школьном образовании 1920‐х и стала канонической репрезентацией Советской России на западе. На вопросы анкеты ДЧ ответили известные филологи, журналисты, переводчики и издатели. Среди участников опроса Константин Поливанов, Елена Романичева, Илья Бернштейн,
    Татьяна Сигалова и другие.

  • Том 11 № 1 (2017)
    11-й номер журнала посвящен детскому чтению на / о широко понимаемом Востоке. Сергей Аникеев и Акифими Такеда, изучающие творчество русского писателя-эсперантиста Василия Яковлевича Ерошенко, жившего в Японии, писавшего по- японски и внесшего свой вклад в развитие детской литературы в этой стране. Предложила свое интервью с переводчицей и изда телем японской литературы сама переводчик, в том числе детской литературы, Лена Байбикова. Своими размышлениями о японских книгах для малышей поделились живущие в Японии Людмила Аверьянова, Ксения Головина и Анна Савиных. Ольга Симонова написала статью о создании книги «Вавилонская башня и другие древние легенды» — варианта Библии для детей — и попытках ее издания в 1960-е гг. в СССР. Комментированный перевод фрагмента книги Бин Син — китайской писательницы, одной из основоположниц современной детской литературы, — предоставила Наталья Владимировна Захарова.
  • Том 10 № 2 (2016)

    10-й, юбилейный, номер журанала составлен на основе материалов нескольких конференций и семинаров, посвященных детскому чтению. Первый блок статей «Подростковое чтение “оттепели”:
    публикационные истории, рецепция, репутации» сформирован на основе докладов, представленных на секции «Книги советского детства: история создания, история рецепции и возможности современного прочтения» конференции «Детская литература как событие» (МГПУ, декабрь 2015). Рубрика «Архив» в этот раз представляет архивные документы, обнаруженные Марией Майофис и снабженные научным комментарием Ильи Кукулина. Следующий блок «История критики детской литературы» составлен из статей, написанных на основе докладов, прозвучавших на конференциях «Воспитание нового читателя (к 150‐летию критики детской литературы)» (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, ноябрь 2015) и «Детская литература как событие» (МГПУ, декабрь 2015). Третий блок «Литература для детей и советская идеология» представляет собой материалы докладов, озвученных на посто‐
    янно действующем научно‐исследовательском «Детском семинаре» ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. В последнем блоке собраны исследования, посвященные современной литературе.

  • Том 9 № 1 (2016)
    Volume Nine of Children’s Readings is dedicated to the studies of Tove Jansson’s narratives about Moomintrolls. The scholarship dedicated to this famous Scandinavian author (1914–2001), who was recognized as a classic for children’s literature of the XXth century, is full of gaps and omissions. A significant amount of responses to her books that were translated into Russian in pedagogical literature overpowered the study of this author’s aesthetics and her stories’ literary value. Thus, this particular volume is called to present a new phase in the scholarship of this author and her work. Scholars present in this volume are participants of the International Conference, “Philosophical Experience of Children’s Literature: Moomintrolls and Others”, that was organized in celebration of Tove Jansson’s centennial. Those authors represent different branches of the humanities from philosophy to philology and cultural studies, thus demonstrating different approaches to the subject of their research.
  • Том 6 № 2 (2014)

    Cпециальный выпуск, посвященный конференции: «Детская литература как территория конфликта: тексты, персоны, институции»

  • Том 3 № 1 (2013)

    Выпуск посвящен проблеме "детская литература и идеология".  Авторы номера, листая советские детские книжки, пробуют ответить на целый ряд сложных вопросов: какие ограничения накладывают жанровые формы на идеологические постулаты, например, как краеведческое письмо встраивается в патриотический государственный дискурс и одновременно в авангардистские проекты лигитимизации ребенка-писателя, каков генезис советских героических моделей поведения, представленных в детской литературе, как варьируют представления о дружбе, любви, подвиге в отдельные периоды советской детской литературы.

  • Том 2 № 2 (2012)
    Второй номер альманаха «Детские чтения» открывается статьей «От редакции», где рассказывается о теме номера — «Детская литература в учебниках и педагогической критике».
  • Том 1 № 1 (2012)
    Предлагаемый вашему вниманию первый выпуск собран из работ членов редакционной коллегии и редакционного совета «Альмана- ха», посвященных тем направлениям, которые близки составителям: детская литература 1920-х гг., влияние институтов власти на детскую литературу, стиховедческий анализ поэзии для детей, детская тема во взрослой литературе, массовые жанры детской литературы, би- блиографические описи изданий о детской литературе. Мы решили, что это хороший способ представиться нашим читателям.