Приглашение к участию. 24 выпуск. История в детской литературе
Дорогие коллеги,
24 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить исторической теме и репрезентации прошлого в литературе для детей. Исторические сюжеты в детской литературе появились тогда же, когда и сама детская литература как особая отрасль беллетристики, — в эпоху Просвещения. С тех пор репрезентации и интерпретации исторических эпох, событий и личностей составляют значительную часть беллетристики, научно-популярной и учебной литературы.
Современные исследователи обращаются к изучению включения исторического материала в детскую литературу не так часто, как можно было бы ожидать, учитывая, что проблематика «работы с прошлым» в последние десятилетия весьма популярна в академических исследованиях, а с недавнего времени стремительно наращивает свою общественную актуальность. Из зарубежных исследований назовем коллективный труд «The Presence of the Past in Children's Literature» под редакцией Ann Lawson Lucas (Praeger, 2003), в котором история и коллективная память в книгах для детей рассматриваются на материале различных национальных литератур; из работ о русской литературе — статью Марины Балиной «Детская историческая проза: к вопросу о жанровой специфике» (Детские чтения, 2018. 13 (1)).
Задача анонсируемого выпуска «Детский чтений» — привлечь к этой теме внимание ученых из разных дисциплин. Во-первых, круг возможных исследовательских вопросов связан с социальными и политическими контекстами обращения детских писателей к истории, обусловленность которого может быть различной. Существенную роль здесь играет императив просвещенности, в рамках которого историческая эрудированность воспринимается как обязательная составляющая культурного капитала человека. Не менее значима дидактическая направленность литературы для детей, определяющая использование исторических фигур и событий в качестве материала для моральных оценок. Также детская литература активно включается в проекты идеологического воспитания, что определяет актуализацию одних исторических эпох, событий и персон и умолчание о других. В периоды социально-политических сдвигов литература для детей оказывается востребованной в процессах ревизии прошлого, например, участвуя в преобразовании имперских нарративов в советские или постколониальные, героических в травматические и наоборот.
Второе направление исследований репрезентации истории в детской литературе предполагает обращение к вопросам поэтики и литературной прагматики. Как устроено изображение истории в текстах разных авторов, направлений и эпох? В каких случаях и каким образом писатели прибегают к использованию «исторических декораций» за пределами собственно исторических жанров? Как на протяжении истории детской литературы изменялись и варьировались формы и режимы работы с «историческим материалом» — от дидактичных очерков вроде «Истории России в рассказах для детей» А. Ишимовой до использования исторической фактуры в «Сурвило» Ольги Лаврентьевой?
В 24 выпуске «Детский чтений» мы предлагаем обсудить преимущественно (но не исключительно) следующий круг вопросов:
-
История для детского чтения: беллетристика vs нон-фикшн;
-
Тексты для детей о мировой и национальной истории в контексте просветительских, воспитательных и пропагандистских проектов;
-
История в детской литературе и историческая наука: точки пересечения;
-
Национальная и мировая история в учебных книгах и школьном чтении;
-
Репрезентации истории в детской литературе: педагогические и политические контексты;
-
Исторический нарратив в детском тексте: особенности стилистики и прагматики;
-
Приемы изображения прошлого в детской литературе: события, язык, повседневность;
-
Детская литература периода социальных катастроф _(война, революция и пр.): формирование исторического нарратива;
-
Героические и травматические нарративы о прошлом в детской литературе;
-
Работа с «неудобным прошлым» в литературе для детей и сопутствующие дискуссии;
-
Тема исторической памяти в детской литературе и дидактическом дискурсе;
-
Советское в постсоветской детской литературе: точки интереса, принципы изображения, идеологические парадигмы;
-
Исторические личности и биографические тексты в детской литературе;
-
Исторические сюжеты в поэзии для детей;
-
Исторические темы в различных жанровых контекстах: приключенческий роман, травелог, фэнтези, автобиография и др.;
-
История в картинках: иллюстрации к сюжетам из прошлого в детской книге.
Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Кроме подачи статей по заданной проблематике, мы приветствуем подачу материалов в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.
Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru
Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей – 15 июля 2023 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 30 сентября.
Номер выйдет в декабре 2023 года.
Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству,
Редакция ДЧ