Приглашение к участию. 20 выпуск. Гендерный аспект в детской литературе
На сегодняшний день гендерные исследования в сфере детской литературы стали заметным и уже вполне традиционным направлением. Чаще всего детская литература рассматривается как материал для изучения гендерных идентичностей, их конструирования, трансформации и пр. Мы предлагаем рассматривать формирование и циркуляцию гендерных репрезентаций в детской литературе как естественную часть литературы в целом. Эти репрезентации (образы мальчиков/девочек, мужчин/женщин, стариков/старух, гендерные модели поведения и т. п.) очевидным образом должны изучаться как система, единая для взрослой и детской литературы. В то же время и во взрослой, и в детской литературе функции гендерных идентичностей имеют (возможно) свою специфику, которая может быть понята только в соотношении с литературой для другой возрастной аудитории. Иными словами, конструирование образа женщины/девушки/девочки и мужчины/юноши/мальчика в обеих литературных системах (и взрослой, и детской) может быть рассмотрено из одной эпистемологической перспективы.
Приглашаем обсудить следующие вопросы:
1. Как различается символизация женственности и маскулинности в детской и взрослой литературе? Зависит ли наполнение стереотипов о мужском и женском от возраста читательской аудитории, к которой обращается автор?
2. Как меняется репрезентация женственности/маскулинности в формульных жанрах, нацеленных на воспроизведение традиционных гендерных идентичностей, иерархий и отношений, но обращенных к разной возрастной аудитории: «женский роман» и «роман для девочек»? энциклопедии «для настоящих мужчин» и энциклопедии «только для мальчишек»? и т.п.
3. Каковы особенности поэтики реалистических произведений XIX-ХХI века, если к ним применить «гендерную оптику»: с какого возраста гендерная идентичность ребенка в детской литературе начинает играть заметную роль в развитии сюжета, определяет выбор форм повествования и приемов описания героев? Как «наделение гендером» связано с социально-историческим (правовым, экономическим и т. п.) контекстом? Как в детской литературе представлены агендерные («бесполые») персонажи, идеи гендерной симметрии?
4. Гендер и сатира: в каких художественных формах в детской и взрослой литературе дозволено (принято) смеяться над отклонением в поведении ребенка (и взрослого) от гендерной нормы? Взгляд детских авторов на гендерные нормы поведения.
5. Как символизация женственности и маскулинности воплощаются в детском фольклор?
6. Социальные контексты гендерных репрезентаций: как психологические интерпретации гендерных идентичностей могут быть уточнены социальными характеристиками персонажей? Девочки-дворянки в литературе XIX века и девочки из интеллигентных семей детской литературы «оттепели»? Мальчики-«мешочники» 1920-х и «крапивинские» мальчики? Девочки-беженки в литературе 1940-х и «дворовые» девочки литературы 1990-х? и т.п.
7. Как различные группы взрослых (критики, педагоги, издатели, официальные ведомства, общественные и неформальные организации) формировали и формируют гендерные фильтры детской литературы?
8. Гендерные аспекты социологии детского и юношеского чтения и читательской рецепции (чтение мальчиков и чтение девочек, читательская мода, цензура).
9. Особенности изображения гендерной проблематики в национальных детских литературах.
10. Существуют ли репутации «авторов, пишущих для мальчиков» и «авторов, пишущих для девочек»? Как они формируются? Коррелирует ли пол автора с той или иной интерпретацией гендерных тем и целевой аудиторией? Как это контекстуализовано в общественных движениях?
Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Также мы приветствуем подачу материалов в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей – 1 августа 2021 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 30 октября 2021.
Номер выйдет в декабре 2021 года.
Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com