• Приглашение к участию. 14 номер. Детская литература в комментариях

    2018-04-13

    14 номер «Детских чтений» мы предлагаем посвятить теме «Детская литература в комментариях».

    В последние годы выходит много переизданий детской литературы, снабженных разного рода комментариями. И если раньше комментарии текстов детской литературы были обращены исключительно к взрослому читателю, как это было, например, с «Аннотированной Алисой» М. Гарднера или комментариями В. Руднева к книгам о Винни-Пухе, то сегодня этот жанр все чаще и чаще обращен напрямую к читателю-ребенку. В последние 2-3 года комментарии, прежде всего реальный и текстологический, занимают непривычно заметное место в книгоиздании для детей. Если когда-то выход книги Ю.А.Федосюка «Что непонятно у классиков», был событием неординарным, то сейчас комментария удостаиваются уже и не классики вовсе, а произведения, которые еще вчера, казалось, были всем понятны. Свидетельством тому комментированное переиздание «Денискиных рассказов» и другие издательские проекты Ильи Бернштейна. Несколько иначе, но со сходными установками переизданы «Остров сокровищ» Стивенсона или «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойля в издательстве «Лабиринт». Вплоть до того, что комментарий может издаваться отдельно от текста, как произошло с книгой М. Гельфонд о повести А.Бруштейн «Дорога уходит вдаль». Это издание протягивает руку к книге П. Корнеля «Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи» и в то же время наводит на размышления о функциях и назначении академического/популярного комментирования детской литературы.

     

    Мы предлагаем поразмышлять над следующими проблемами:

    – функции реального и текстологического комментария в современных переизданиях детской литературы

    – адресаты комментария к детской книге

    – герменевтические проблемы комментирования (комментарий как помеха, как «тормоз» непосредственной рецепции)

    – объем и формы комментария (постраничный, список неизвестных слов, развернутые затекстовые комментарии)

     

    Мы планируем публикацию статей проблемного характера (нужны ли комментарии в детской книге?) и одновременно приветствуем «комментаторские кейсы» – научные комментарии к произведениям детской литературы. Это может быть один развернутый реальный комментарий к какой-нибудь строке стихотворения Г.Сапгира, а может быть цепочка текстологических наблюдений к сказке Ю.Олеши.

    Срок подачи статей: 1 августа 2018 года

     

    Читать дальше про «Приглашение к участию. 14 номер. Детская литература в комментариях»