О журнале

ISSN 2304-5817 (Print)

ISSN 2686-7052 (Online)

Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 74012 от 19 октября 2018 г.

Журнал «Детские чтения» – научное издание, посвященное детской литературе и детскому чтению.

Издается с 2012 года. 

В журнале, кроме научных статей, представлены рецензии, обзоры конференций, дискуссии, интервью и рецензии. Журнал публикует статьи на русском и английском языках.

Публикация журнала бесплатна для авторов, все статьи находятся в свободном доступе на сайте журнала.

Периодичность выхода — 2 номера в год. Сроки подачи материалов — 1 февраля (1 номер); 1 сентября (2 номер).

Учредитель Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Главные редакторы:

Мария Литовская и Светлана Маслинская

 

Индексирование: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), EBSCO, Google Scholar, WorldCat (OCLC), КиберЛенинка, l'ANVUR

Объявления

Приглашение к участию. 19 выпуск. Сказочное и фантастическое в детской литературе

2020-08-23

19 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить категориям сказочного и фантастического в детской литературе.

На первый взгляд, эта тема кажется необъятной, потому что в самых разных жанрах используются те или иные элементы фантастического.  Эта категория занимает едва ли не главенствующее место в современных жанрах детской литературы – фэнтези, сказка, триллер, вампириана, научная фантастика. Сказка и фантастика в произведениях, обращенных к детям и/или входящих в детское чтение, стали предметом дискуссий критиков и педагогов в 1840-е годы и с тех пор неоднократно оказываются в центре полемики: в какие-то эпохи между сказкой и детской книгой ставился знак равенства, а в другие – сказку и фантастику предлагалось полностью изгнать из детского чтения. Напротив определенные тематические и жанровые разновидности фантастического нарратива становились нишей для изгнанных из взрослой литературы авторов.  Можно сказать, что написать историю вхождения категорий сказочного и фантастического в детскую литературу значит написать саму историю детской литературы.

В этой связи хотелось бы предложить следующие направления для обсуждения:

– история возникновения сказки для детей: обработка фольклорных и авторских сказок, создание первых «собственно детских» сказок; переводы сказок;

– формирование представлений о сказке как детском чтении, дискуссии о сказке в педагогической и литературной критике;

– фигура писателя-сказочника, траектории перехода авторов-сказочников из взрослой литературы в детскую;

– приемы создания сказочного и фантастического в детской литературе;

– жанровые и тематические разновидности фантастики для детей;

– появление фантастики в детском чтении на рубеже XIX-XX вв., переводы и адаптации;

– педагогические дискуссии о фантастике для детей;

– фантастика и фэнтези как эскапистские жанры в советской литературе,

– жанровые особенности фэнтези, адресованного детям;

– фэнтези в детском и подростковом чтении.

Дедлайн для подачи статей – 1 февраля 2021 года.

Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 30 апреля.

Номер выйдет в июне 2021 года.

Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии:   detskie.chtenia@gmail.com

Читать дальше про «Приглашение к участию. 19 выпуск. Сказочное и фантастическое в детской литературе»

Текущий выпуск

Том 3 № 1 (2013)
					Показать Том 3 № 1 (2013)

Третий номер "Детских чтений" посвящен проблеме соотношения детской литературы и идеологии. Авторы номера, листая советские детские книжки, пробуют ответить на вопросы, касающиеся взаимоотношений этих институтов. Какие ограничения накладывают жанровые формы на идеологические постулаты: например, как краеведческое письмо встраивается в патриотический государственный дискурс и одновременно в авангардистские проекты лигитимизации ребенка-писателя? Каков генезис советских героических моделей поведения, представленных в детской литературе? В каких художественных формах устанавливались границы героического и будничного поведения? Специфичны ли эти формы для советского периода? Как варьируют в отдельные периоды представления о так называемых общечеловеческих ценностях — дружбе, любви, подвиге? Представленные исследования, на наш взгляд, демонстрируют, что изучение эволюции общественно-педагогических идей, воплощенных в детской литературе, типологии героического, генезиса этических принципов, влияния взрослой литературной традиции на детскую, позволяет кое-что прояснить в отечественной детской литературе ХХ в.

Опубликован: 2020-09-18

От редакции

Архив

Исследования

Анкета ДЧ

SUMMARY

Показать все выпуски

ISSN 2304-5817 (Print)

ISSN 2686-7052 (Online)

Журнал «Детские чтения»

Рецензируемый научный журнал, публикующий результаты исследований в области детской литературы, вопросов детского чтения, антропологии детства и смежных исследований по истории, филологии и культуре детства в России и за рубежом. 

В журнале, кроме научных статей, представлены рецензии, обзоры конференций, дискуссии и интервью.

Учредитель Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Индексирование: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), EBSCO, Google Scholar, WorldCat (OCLC), КиберЛенинка, l'ANVUR

Периодичность выхода — 2 номера в год.