ПОЭТИКА ЗАЧИНОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АРКАДИЯ ГАЙДАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Авторы

  • Максим Чернышов Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2025-1-27-153-176

Аннотация

В статье анализируется поэтика зачинов в 15 произведениях Аркадия Гайдара для детей от повести «Р. В. С.» (1926) до сказки «Горячий камень» (1941) в аспекте эволюции идиостиля писателя. Под «зачином» понимается первый абзац произведения, что заставляет попутно затронуть проблему текстологического изучения наследия Гайдара, поскольку в разных изданиях имеются разночтения, иногда весьма существенные, именно в начальных абзацах — в том числе и связанные с теми вопросами структурной организации и мотивного наполнения, которые находятся в центре внимания в данной статье. Автор выявляет, что в зачинах ранних произведений писателя 1920 — начала 1930-х гг. доминируют мотивы места действия без прямого представления персонажей, хотя герои-дети могут вводиться через прием несобственно-прямой речи. В текстах первой половины 1930-х гг. появляются номинации героев от лица рассказчика, в основном групповые, и вырабатывается зачинная риторическая формула, сопрягающая имена трех героев с их возрастом. С 1934 г. в зачинах фигурируют, а с конца 1930-х гг. доминируют взрослые персонажи, при том, что главными героями остаются дети. Примерно в тот же период постоянными для зачинов Гайдара становятся мотивы тревоги и социального труда. Это адекватно отражает общее направление идейно-тематической эволюции писателя: от изображения жизни прежде всего детей к изображению отношений детей и взрослых, становящихся полноправными протагонистами произведений.

Ключевые слова: Аркадий Гайдар, зачин, экспозиция, идиостиль, мотив, мотивная структура, рассказчик, несобственно-прямая речь

Загрузки

Опубликован

2025-06-25

Как цитировать

Чернышов, М. . (2025). ПОЭТИКА ЗАЧИНОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АРКАДИЯ ГАЙДАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. Детские чтения, 27(1), 153–176. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2025-1-27-153-176

Выпуск

Раздел

Исследования