КАК ВОЗМОЖЕН РЕСАЙКЛИНГ БУДУЩЕГО? (СЛУЧАЙ C «ЖИВЫМИ И ВЗРОСЛЫМИ» ПИСАТЕЛЯ С. Ю. КУЗНЕЦОВА)
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2025-1-27-238-259Аннотация
В предлагаемой статье рассматривается роман С. Ю. Кузнецова «Живые и взрослые» — одно из произведений корпуса отечественной «премиальной литературы» 2019 г., в основе которого лежит специфическая версия советской истории 1940-х и 1980-х гг. Сочетающий в себе жанровые черты школьной повести и фантастического хоррора, роман представляет собой попытку пересоздать советское отрочество, которое самому писателю когда-то пришлось пережить. В определенном смысле «Живые и взрослые» — это «автофикшн» и одновременно явление травматической постпамяти. В созданном Кузнецовым беллетризированном пространстве постпамяти доминирует топика войны, отсылающая к событиям 1941–1945 гг. Существенное отличие романа от зафиксированной документально истории состоит в том, что описываемая в нем война не заканчивается в 1940-е гг., а продолжается даже в 1980-х гг., Кузнецов представляет читателю сюжет, где война перманентна. Поэтому предпринимаемую Кузнецовым реутилизацию истории можно охарактеризовать не только как ресайклинг прошлого, но и как «проспективный ресайклинг» или «ресайклинг будущего». Этот вид переработки прошлого отличается от предполагающего избавление от негативных последствий травмы «терапевтического ресайклинга» тем, что он не способствует преодолению травматической ситуации, а, напротив, пролонгирует её.
Ключевые слова: советское детство, тинейджеры, культурный ресайклинг, Великая Отечественная война, школьная повесть, хоррор, русская литература, постпамять, травма