Том 3 № 1 (2013)
Третий номер "Детских чтений" посвящен проблеме соотношения детской литературы и идеологии. Авторы номера, листая советские детские книжки, пробуют ответить на вопросы, касающиеся взаимоотношений этих институтов. Какие ограничения накладывают жанровые формы на идеологические постулаты: например, как краеведческое письмо встраивается в патриотический государственный дискурс и одновременно в авангардистские проекты лигитимизации ребенка-писателя? Каков генезис советских героических моделей поведения, представленных в детской литературе? В каких художественных формах устанавливались границы героического и будничного поведения? Специфичны ли эти формы для советского периода? Как варьируют в отдельные периоды представления о так называемых общечеловеческих ценностях — дружбе, любви, подвиге? Представленные исследования, на наш взгляд, демонстрируют, что изучение эволюции общественно-педагогических идей, воплощенных в детской литературе, типологии героического, генезиса этических принципов, влияния взрослой литературной традиции на детскую, позволяет кое-что прояснить в отечественной детской литературе ХХ в.