Архивы - Страница 3
-
Том 6 № 2 (2014)
6 выпуск ДЧ посвящен международной конференции «Детская литература как территория конфликта: тексты, персоны, институции», состоявшаяся 1–4 июня в ИРлИ (Пушкинский Дом) РАН. В контексте конфликта детской литературы с государственными институциями в докладах обсуждались политические и эстетические позиции разных участников литературного процесса: столкновение интересов ведомств, заведовавших детской литературой, борьба отдельных детских писателей за власть и ресурсы, институциональные формы эскалации и разрешения напряжения по линии «власть-писатель-читатель». Исследователи занимались анализом как государственной, так и внутренней цензуры. C другой стороны, докладчиков интересовала именно поэтика конфликта внутри детской литературы: противостояние традиционного и новаторского в конкретных стилях и жанрах национальной детской литературы, смена литературных направлений, изменения жанровых канонов, константы поэтики и модификация отдельных приемов, изображение социальных, политических, этических, национальных, гендерных конфликтов в текстах детской литературы.
-
Том 5 № 1 (2014)
Пятый выпуск "Детских чтений" посвященом вопросам формирования литературно канона, преподавания литературы в школе, места классики в современном чтении. На вопросы Анкеты ДЧ отвечают писатели, критики, библиографы, предодаватели литературы и пропагандисты чтения, обсуждания практики поддержки чтения (новые учебники и выставочные экспозиции, проведение фестивалей, научных исследований, ярмарок, подготовку учителей). Публикации исследователей охватывают широкий временной и тематический диапазон: от дореволюционных хрестоматий (А. Костин), и преподавания литературы в школе 1930-х гг. (Е. Пономарев), до произведений Олега Григорьера (А. Губайдулина) и Екатерины Мурашевой (Л. Рудова). В рубрике "Обзоры" представлены реакции исследователей на материалы и Болонской книжной ярмарки (Е. Казакова) и события "Недели детской и юношеской книги" (А. Димяненко).
-
Том 4 № 2 (2013)
Четвертый выпуск детских чтений посвящен современной детская литературе, жанрам массовой литературы и массовой культуры в целом. Статья авторитетного американского исследователя Джека Зайпса о творчестве У. Диснея знакомит читателей с западными подходами к анализу произведений, адресованных детской аудитории. Статьи блока "Исследования" отражают весь спектр литературоведческих подходов к объекту изучения: академическая интерпретация творчества современного писателя для детей, история литературы о вампирах и причины ее читательской популярности, исследование жанра графического романа (комикса), генезис жанра славянской фэнтези и механизмы конструирования идеологем в современном масскульте, функциональный анализ фанфикшн, балансирующего на грани между литературным творчеством, субкультурными практиками и графоманией. Доминирование масскультовой тематики в выпуске во многом объясняется тем, что начало исследованию жанров массовой литературы, адресованной детям и подросткам, в отечественном литературоведении было положено не так давно и сейчас находится в фазе активного становления, во многом формируя научный мэйнстрим в сфере изучения детской литературы.
-
Том 3 № 1 (2013)
Третий номер "Детских чтений" посвящен проблеме соотношения детской литературы и идеологии. Авторы номера, листая советские детские книжки, пробуют ответить на вопросы, касающиеся взаимоотношений этих институтов. Какие ограничения накладывают жанровые формы на идеологические постулаты: например, как краеведческое письмо встраивается в патриотический государственный дискурс и одновременно в авангардистские проекты лигитимизации ребенка-писателя? Каков генезис советских героических моделей поведения, представленных в детской литературе? В каких художественных формах устанавливались границы героического и будничного поведения? Специфичны ли эти формы для советского периода? Как варьируют в отдельные периоды представления о так называемых общечеловеческих ценностях — дружбе, любви, подвиге? Представленные исследования, на наш взгляд, демонстрируют, что изучение эволюции общественно-педагогических идей, воплощенных в детской литературе, типологии героического, генезиса этических принципов, влияния взрослой литературной традиции на детскую, позволяет кое-что прояснить в отечественной детской литературе ХХ в.
-
Том 2 № 2 (2012)
Второй выпуск "Детских чтений" мы посвятили освещению проблем конструирования понятия детской литературы в учебных курсах высшей школы и процессе вузовского преподавания. На эту тему размышляет И. Н. Арзамасцева, автор одного из авторитетных учебников по детской литературе. Многие из ее суждений отражают устоявшуюся отечественную концепцию детской литературы и одновременно открывают новые проблемные области понятия «детский классики». Для нас принципиально, что републикации работ крупных исследователей детской литературы Н. В. Чехова и е. П. Приваловой позволяют задуматься не только об актуальности их разысканий спустя почти сто лет. Републикация работы Н. В. Чехова — классика отечественного детского литературоведения — наглядно демонстрирует, как недалеко мы ушли в осмыслении феномена детской литературы, ее границ и функций. Исследование Е. П. Приваловой — образец кропотливого изучения истории вхождения литературного произведения в круг детского чтения. Завершает второй выпуск обзор круглого стола «Как писать историю советской литературы?».
-
Том 1 № 1 (2012)
Предлагаемый вашему вниманию первый выпуск собран из работ членов редакционной коллегии и редакционного совета «Альманаха», посвященных тем направлениям, которые близки составителям: детская литература 1920-х гг., влияние институтов власти на детскую литературу, стиховедческий анализ поэзии для детей, детская тема
во взрослой литературе, массовые жанры детской литературы, библиографические описи изданий о детской литературе. Мы решили, что это хороший способ представиться нашим читателям. Для создания альманаха объединили свои усилия исследователи из Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Санкт-Петербурга (М. Литовская, С. Маслинская, А. Садриева, А. Сенькина, И. Сергиенко). Мы стремились построить альманах таким образом, чтобы собственно «академическая» часть в нем соседствовала с литературнокритической и информационно-библиографической. Одна из задач, которые мы преследуем, — собрать старые малотиражные публикации, представляющие сегодня научный интерес.