«Буропегая кобылка! Как тебя я полюбил!»: о гендерном фильтре формирования поэтической книжной полки для детей в XIX в.

Авторы

  • Ольга Александровна Лучкина ЛГУ им. А.С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-2-18-425-439

Аннотация

В статье рассматривается опыт педагогов и критиков по отбору поэтических произведений и поэтов в список для детского чте- ния. Рецензенты «Педагогического сборника» оценивали книги для воспитанников военно-учебных заведений, а эксперты «Женского образования» были сосредоточены на чтении гимназисток. В ра- боте описываются и анализируются подходы к созданию гендерно противопоставленных книжных полок, характер требований к стихо- творениям для девочек-гимназисток и мальчиков-учащихся военных училищ. Ведомственные журналы выполняли регламентирующую и оценивающую функцию экспертного сообщества, которое ориентиро- валось на воспитательные установки соответствующих министерств. Рассматривается и анализируется содержание «книжных полок»: «об- разцовые» авторы (Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. И. Козлов, А. В. Кольцов, М. Ю. Лермонтов, М. В. Ломоносов, П. С. Майков, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, В. А. Озеров, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев) и сборники стихотво- рений детских поэтов (Н. Блинов, А. В. Круглов, Н. И. Поздняков, М. Евстигнеев, Г. Е. Вейнберг, И. Деркачев, И. С. Панов). На примере авторов, рецензируемых в 1860–80-е гг., наблюдается, как экспертное сообщество педагогов и критиков участвовало в оформлении ген- дерной поляризации. Прослеживаются диахронические особенности отбора поэтов в список для детского чтения, претензии критиков к изданию поэзии для детей и к работе составителей.

 

Ключевые слова: Поэзия для детей, гендер, детское чтение XIX века, «Педагогический сборник», «Женское образование», критика детской литературы



Загрузки

Опубликован

2021-02-22

Как цитировать

Лучкина, О. А. (2021). «Буропегая кобылка! Как тебя я полюбил!»: о гендерном фильтре формирования поэтической книжной полки для детей в XIX в. Детские чтения, 18(2), 425–439. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-2-18-425-439

Выпуск

Раздел

Исследования