«ОТ БРЕВЕНЧАТОЙ ХИЖИНЫ ДО БЕЛОГО ДОМА»: БИОГРАФИИ АМЕРИКАНСКИХ ПРЕЗИДЕНТОВ В РУССКОЙ КНИГЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Авторы

  • Ольга Александровна Лучкина Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-2-24-187-210

Аннотация

В статье рассматриваются биографии американских президентов, написанные и опубликованные русскими писателями во второй половине XIX в. Биографии представляли собой преимущественно оригинальные тексты, в основе которых лежали документы, книги и другие разнородные источники на английском языке. Дан анализ контекста эпохи и специфики отношений Америки и России во второй половине XIX в., когда сразу о нескольких американских президентах (Б.Франклин, А.Линкольн, Дж.Вашингтон, Дж.Гарфильд) детски- ми писателями М.Ф.Ростовской, А.Н.Хребтовым, А.Любимовым, А. П. Валуевой-Мунт, А. Н. Анненской, Е. А. Сысоевой и А. Платоновым были созданы биографические нарративы. В работе выявляются приемы, с помощью которых в биографиях конструировался образ героя-президента, и причины обращения писателей к фигуре американского президента в качестве идеального образца для подражания в русской детской книге. Выявленные сюжетные особенности помогают уточнить специфику жанровой модели, в качестве которой использовался роман воспитания. Нарратив о «тернистом» жизненном пути президентов позволял писателям продемонстрировать детям трудолюбие и волю персонажей, результаты карьеры (президентство, слава, независимость страны), подчеркивал ценность этих качеств для читателя-ребенка, а благодаря жанровой специфике раскрывалось психологическое, нравственное и социальное формирование личности героя-американца.

Ключевые слова: биография, президент США, русская детская литера- тура, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн, Джордж Вашингтон, Джеймс Гарфилд

   

 

 

Загрузки

Опубликован

2023-12-22

Как цитировать

Лучкина, О. А. (2023). «ОТ БРЕВЕНЧАТОЙ ХИЖИНЫ ДО БЕЛОГО ДОМА»: БИОГРАФИИ АМЕРИКАНСКИХ ПРЕЗИДЕНТОВ В РУССКОЙ КНИГЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Детские чтения, 24(2), 187–210. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-2-24-187-210

Выпуск

Раздел

Исследования