Nadwiślański socrealizm. Ленин и революция в учебниках для детей

Авторы

  • Дорота Михулка Insty­tut Filologii Polskiej / Institute of Polish Studies Uniwersytet Wrocławski / Univer­sity of Wrocław (Polska / Poland)

Аннотация

В статье представлены образы Ленина и революции во включенных в школьные учебники рассказах для детей в контексте польского социалистического реализма. Литературные тексты в школьных учебниках, особенно те, что создают образцы для подражания, помогали властям в борьбе за умы и души молодого поколения, став наиболее эффективным инструментом идеологического убеждения и формирования «нового человека» в духе новой системы. В тенденциозных текстах о Ленине, чтобы очертить идеал совершенного человека, выбирали стратегию стереотипизации. Авторы рассказов ориентировались на конвенции черно-белых противопоставлений, «художественную социологию», понятную тематику, мимезис, банальные мотивы и приемы, но наиболее эффективным средством манипуляции являлся помпезный, успокоительный и убеждающий язык, воздействующий на эмоции юного читателя, формирующий, таким образом, позитивное отношение ребенка к социалистической идеологии.

Ключевые слова: польский социалистический реализм, революция, история, Ленин, социология искусства, мимезис, цензура, стереотип, идеология

Загрузки

Опубликован

2018-05-15

Как цитировать

Михулка, Д. (2018). Nadwiślański socrealizm. Ленин и революция в учебниках для детей. Детские чтения, 12(2), 96—112. извлечено от https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/275

Выпуск

Раздел

Исследования