Произведения Болеслава Пруса в польском школьном образовании: от хрестоматии XIX века до электронного учебника
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-1-15-51-74Аннотация
В статье рассматривается история включения произвдений классика польской литераутры Болеслава Пруса (1847–1812) в книги для чтения и в учебники по польской литераутре для начальной и средней школы. Авторы статьи очерчивают круг текстов Б. Пруса, чаще всего попадающих в школьную программу, среди которых преобладают рассказы, новеллы, фрагменты из романов и публицистических работ, раскрывают принципы отбора, характеризуют изменения в отношении авторов учебников и методистов к прозе Б. Пруса. Авторы статьи анализируют различные подходы к знакомству с текстами Б. Пруса в польских учебниках 1950-х и 1990-х гг., рассматривают специфику отбора и интерпретации текстов в электронном учебнике. Авторы подчеркивают, что современный гуманистический подход к изучению произведений Б. Пруса, – и классики в целом – свободный от идеологического диктата и ориентированный на особенности детского восприятия, позволяет преодолеть негативизм учащихся по отношению к «устаревшему» литературному наследию. В статье также рассматривается эволюция методических подходов к отдельным произведениям Б.Пруса.
Ключевые слова: польские учебники по литературе и книги для чтения, польская классическая литеартура, творчество Болеслава Пруса, новелла и рассказ в школьной программе.