Архивы - Страница 3

  • Том 4 № 2 (2013)

    Четвертый выпуск детских чтений посвящен современной детская литературе, жанрам массовой литературы и массовой культуры в целом. Статья авторитетного американского исследователя Джека Зайпса о творчестве У. Диснея знакомит читателей с западными подходами к анализу произведений, адресованных детской аудитории. Статьи блока "Исследования" отражают весь спектр литературоведческих подходов к объекту изучения: академическая интерпретация творчества современного писателя для детей, история литературы о вампирах и причины ее читательской популярности, исследование жанра графического романа (комикса), генезис жанра славянской фэнтези и механизмы конструирования идеологем в современном масскульте, функциональный анализ фанфикшн, балансирующего на грани между литературным творчеством, субкультурными практиками и графоманией. Доминирование масскультовой тематики в выпуске во многом объясняется тем, что начало исследованию жанров массовой литературы, адресованной детям и подросткам, в отечественном литературоведении было положено не так давно и сейчас находится в фазе активного становления, во многом формируя научный мэйнстрим в сфере изучения детской литературы.

  • Том 3 № 1 (2013)

    Третий номер "Детских чтений" посвящен проблеме соотношения детской литературы и идеологии. Авторы номера, листая советские детские книжки, пробуют ответить на вопросы, касающиеся взаимоотношений этих институтов. Какие ограничения накладывают жанровые формы на идеологические постулаты: например, как краеведческое письмо встраивается в патриотический государственный дискурс и одновременно в авангардистские проекты лигитимизации ребенка-писателя? Каков генезис советских героических моделей поведения, представленных в детской литературе? В каких художественных формах устанавливались границы героического и будничного поведения? Специфичны ли эти формы для советского периода? Как варьируют в отдельные периоды представления о так называемых общечеловеческих ценностях — дружбе, любви, подвиге? Представленные исследования, на наш взгляд, демонстрируют, что изучение эволюции общественно-педагогических идей, воплощенных в детской литературе, типологии героического, генезиса этических принципов, влияния взрослой литературной традиции на детскую, позволяет кое-что прояснить в отечественной детской литературе ХХ в.

  • Том 2 № 2 (2012)

    Второй выпуск "Детских чтений" мы посвятили освещению проблем конструирования понятия детской литературы в учебных курсах высшей школы и процессе вузовского преподавания. На эту тему размышляет И. Н. Арзамасцева, автор одного из авторитетных учебников по детской литературе. Многие из ее суждений отражают устоявшуюся отечественную концепцию детской литературы и одновременно открывают новые проблемные области понятия «детский классики». Для нас принципиально, что републикации работ крупных исследователей детской литературы Н. В. Чехова и е. П. Приваловой позволяют задуматься не только об актуальности их разысканий спустя почти сто лет. Републикация работы Н. В. Чехова — классика отечественного детского литературоведения — наглядно демонстрирует, как недалеко мы ушли в осмыслении феномена детской литературы, ее границ и функций. Исследование Е. П. Приваловой — образец кропотливого изучения истории вхождения литературного произведения в круг детского чтения. Завершает второй выпуск обзор круглого стола «Как писать историю советской литературы?».

  • Том 1 № 1 (2012)

    Предлагаемый вашему вниманию первый выпуск собран из работ членов редакционной коллегии и редакционного совета «Альманаха», посвященных тем направлениям, которые близки составителям: детская литература 1920-х гг., влияние институтов власти на детскую литературу, стиховедческий анализ поэзии для детей, детская тема
    во взрослой литературе, массовые жанры детской литературы, библиографические описи изданий о детской литературе. Мы решили, что это хороший способ представиться нашим читателям. Для создания альманаха объединили свои усилия исследователи из Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Санкт-Петербурга (М. Литовская, С. Маслинская, А. Садриева, А. Сенькина, И. Сергиенко). Мы стремились построить альманах таким образом, чтобы собственно «академическая» часть в нем соседствовала с литературнокритической и информационно-библиографической. Одна из задач, которые мы преследуем, — собрать старые малотиражные публикации, представляющие сегодня научный интерес.

21-24 из 24