«Право на биографию»: замечательные женщины и мужчины в литературе для детского чтения
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-42-56Аннотация
В статье рассматривается практика отбора биографий для детского
чтения в 1860–1880-е гг. на материале критики и библиографических перечней, опубликованных в журналах «Педагогический сборник» и «Женское образование». В пантеон героев Отечества включались писатели, государственные деятели и правители, святые, полководцы, художники и музыканты, изобретатели и ученые, известные женщины. Рекомендация биографии для детского чтения была обусловлена адресатом, фактами жизни героев, воспитательным потенциалом
жизненного пути, социально-культурной и идеологической обстановкой. В статье анализируется состав рекомендованных биографий для воспитанников военно-учебных заведений и воспитанниц Ведомства учреждений Императрицы Марии. Образы женщин и мужчин в биографической литературе подавались неравномерно. Изданная в 1878 г. книга Ф. Резенера «Жизнеописания замечательных женщин» высветила проблему гендерного неравенства в биографических нарративах,
предлагаемых для детского чтения, и начала разговор о женщинах,
достойных подражания.
Ключевые слова: биография, критика детской литературы, Ф. Ф. Резенер, «Жизнеописания замечательных женщин», регламентация детского чтения XIX в., рекомендательная библиография