Почему Д. Н. Мамин-Сибиряк стал главным детским писателем (к проблеме становления канона русской детской литературы)

Авторы

  • Светлана Маслинская ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-1-15-9-25

Аннотация

В последней трети XIX в. в условиях увеличившегося количества писателей, адресующих свои произведения детям, начинает складываться их иерархия. Ранжированием детских писателей занимаются педагоги, на страницах профессиональной периодики обсуждая достоинства и недостатки тех или иных претендентов на вхождение в канон национальной детской литературы.

Д. Н. Мамин-Сибиряк представляет собой интересный пример конструирования репутации «главного детского писателя». На материале педагогической критики рубежа XIX–XX вв. прослежены основные векторы создания репутации писателя (обретение писательского дара, личные качества,  художественный метод) и дискурсивные механизмы ее конструирования (выделение писателя из ряда подобных писателей народнического толка, исключение из «взрослых» писателей, приписывание специфических черт детского писателя). Определенные качества личности и творчества Мамина-Сибиряка (детолюбие, любовь к природе, приверженность реалистическому методу, народнические идеалы, оптимизм, умение описывать экзотизм уральского быта и пейзажа) способствовали выдвижению его на роль «корифея детской литературы».


Ключевые слова: Д. Н. Мамин-Сибиряк, детская литература, канон национальной детской литературы, педагогическая критика детской литературы, реализм, регионализм.

Загрузки

Опубликован

2019-08-18

Как цитировать

Маслинская, С. . (2019). Почему Д. Н. Мамин-Сибиряк стал главным детским писателем (к проблеме становления канона русской детской литературы). Детские чтения, 15(1), 9–25. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-1-15-9-25

Выпуск

Раздел

Исследования