Критика детской литературы 1864–1934: фрагмент аннотированного указателя

  • Александр Белоусов
  • Ольга Лучкина
  • Инна Сергиенко
  • Валентин Головин
  • Светлана Маслинская

Аннотация

В распоряжении исследователей отечественной детской литературы до настоящего времени нет полной ретроспективной библиографии критики детской литературы. Существуют только известные указатели, подготовленные И.И.Старцевым (1896–1967) в 1962 и 1967 году, и указатель 1977 года З.С.Живовой и Н.Б.Медведевой, после его смерти продолживших работу. Эти указатели охватывают критическую литературу за 1918-1977 год. Остальные периоды существования критики детской литературы систематично не документированы.

В рамках проекта «Воспитание нового читателя: литература для детей в педагогической критике и цензуре (1864-1934)» готовится издание полного указателя критики детской литературы за период 1864-1934 годов. Границы периода обусловлены социально-историческими причинами: с 1864года началось институциональное продвижение детской литературы, сложились основныеведомственные инстанции, занимавшиеся детской литературой и вопросами детского чтения (Учебные комитеты при Министерстве народного просвещения, Военном министерстве, Ведомстве учреждений Императрицы Марии, СвященномСиноде), появились первые общественные группы педагогов-экспертов в области детской литературы. Верхняя граница обусловлена окончанием ведомственного и общественного плюрализма в интерпретациях детской литературы, выразившемся, в частности, в институциональном закреплении детской литературы в профессиональной писательской организации – Союзе писателей – в 1934 году.

Публикуемый ниже аннотированный указатель — пилотный этап работы. Разработанная участниками проекта структура аннотации призвана максимально внятно и кратко представить автора критической статьи, его социальный профиль, основные категории критики, на которые он опирается, и содержит краткий пересказ статьи (с небольшими по объему, но показательными по содержанию цитатами из аннотируемого текста).

Структура аннотации для удобства имеет вид списка:

  1. Имя автора критической статьи (обзора, рецензии)

  2. Выходные данные статьи (обзора, рецензии)

  3. Социальный профиль критика, краткие биографические данные

  4. Название текста/ов, которому/ым посвящена критическая статья (обзор, рецензия)

  5. Названия авторов и/или произведений, с которыми критик сравнивает разбираемые тексты

  6. Категории/ключевые слова, которые критик использует, выстраивая свою аргументацию

  7. Краткий пересказ критической статьи (обзора, рецензии)

 

Представленные 25 аннотаций позволяют не только составить первое представление об отдельном критике или критической статье (большинство из авторов неизвестны современному исследователю), но и демонстрируют общие объекты, привлекающие внимание критиков (жанр сказки, категория фантастического и пр.), и инструментарий анализа. Извлекая данные из 4 и 5 пунктов указателя, можно выявить систему внутренних ссылок на произведения детской литературы, которая во многом отражает формирование канона детской классики в отечественной культуре.

В целом, содержание указателя можно использовать как источник для реконструкции «нормативной поэтики» детской литературы, каковой она представлялась экспертам в области детского чтения. В дальнейшем, пополняя и уточняя указатель, исследователи смогут проследить наиболее общие стереотипные нормативные утверждения критиков: какой следует быть детской литературе, произведению для детей, детскому писателю, тематике детской литературы, какова социальная роль детской литературы. Такой систематический анализ позволит сформировать обобщенную нормативную картину детской литературы в ее исторической динамике на этапе ее становления в 1860-1930-е годы.

 

Опубликован
2015-12-01
Как цитировать
Белоусов, Александр, Ольга Лучкина, Инна Сергиенко, Валентин Головин, и Светлана Маслинская. 2015. «Критика детской литературы 1864–1934: фрагмент аннотированного указателя». Детские чтения 8 (2), 6-29. http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/177.
Раздел
Архив

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>