АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ НА СТРАНИЦАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА НАЦИОНАЛЬНОГО ГЕРОЯ
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-2-24-67-94Аннотация
В статье рассматриваются способы конструирования образа национального героя в учебной литературе XIX — н. XX в. на примере князя Александра Ярославича Невского. Объектом исследования являются 27 руководств по отечественной истории для младших классов гимназий и 22 — для старших, то есть весь совокупный контент обязательных учебников, одобренных Министерством народного просвещения на протяжении изучаемого периода и внесенных им в специальные каталоги учебной литературы. В результате проделанного исследования делаются следующие выводы. На страницах учебников для младшей школы предлагался максимально идеализированный образ Александра Невского, приближавшийся к апологетическому житийному портрету, что достигалось путем эмоционального воздействия на читателя, избирательного цитирования источников, иногда определенного авторского «додумывания» и прямого художественного вымысла, касающегося характера героя, образа его жизни, образования и т. д. В учебных руководствах для старшей школы не происходило какого-то качественного скачка ни в смысле отбора содержания, ни с точки зрения глубины анализа исторического материала. Текст становился стилистически более «взрослым», но по-прежнему содержал много умолчаний и мало аналитики.
Ключевые слова: Александр Невский, национальный герой, историческая память, учебная литература, дореволюционная школа