Е. А. РАЗИНА —УЧИТЕЛЬНИЦА И ДЕТСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА: В ПОИСКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-252-272Аннотация
В статье на основе материалов, хранящихся в «автобиографической коллекции» С.А.Венгерова в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, а также других документов рассматривается творческая биография Елизаветы Алексеевны Разиной (1856–1915). Соотнесение фактов биографии, литературных произведений и учебных изданий дает возможность увидеть, как в судьбе и творчестве Е.А.Разиной взаимодействуют две линии: осмысление наследия и жизни своего отца, известного детского писателя А.Е.Разина, с одной стороны, и с другой — ее педагогическая деятельность. В статье представлены результаты исследования профессиональной траектории А.Е.Разиной в условиях реформ школьного образования и открывающихся возможностей для женщин-педагогов. Детская литература попадает в центр внимания неформальных учительских сообществ и становится одним из предметов их деятельности, прежде всего, в форме составления рекомендательной библиографии. Е. А. Разина принимала участие в коллективных библиографических «Обзорах» и в составлении хрестоматии для старших классов начальной школы, но в ее случае стремление дать детям по-настоящему хорошую книгу и желание быть достойной памяти отца, стать продолжательницей его дела привели к появлению новой детской писательницы.
Ключевые слова: Е.А.Разина, А.Е.Разин, С.А.Венгеров, детская литература, писатель-педагог, начальное школьное образование, библиография детской литературы