ГИГИЕНА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ЧТЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX —ХХ ВВ.
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-132-144Аннотация
В статье рассматриваются подходы к теории и практике гигиены чтения детей и подростков на рубеже XIX–ХХ вв. Этот материал осмысляется в контексте становления школьной гигиены как медико-педагогического направления. Авторы освещают историю вопроса, выявляют лакуны в исследовании отечественной истории гигиены чтения, проблематизируют определение понятия «гигиена чтения». На основе изучения профессиональных выступлений и публикаций Н.В.Зака, А.И.Раммуля, А.Н.Александровского, Л.Бургенштейна выявлены проблемы чтения, которые специалисты (медики и педагоги) в 1890–1910-е гг. считали ключевыми. В статье охарактеризованы основные санитарно-гигиенические требования к учебной книге: параметры шрифта, количество строк, интервалы между ними, качество бумаги и т. д. приведены примеры учебных книг, не отвечающих требованиям врачей-гигиенистов. Показано, какие рекомендации для сохранения зрения и сбережения здоровья детей и юношества были разработаны экспертными сообществом того времени и на какой социальный круг они были рассчитаны. Помимо полиграфического оформления изданий эксперты обращали внимание на негативное влияние книг на умственное и психосоциальное становление личности, предлагали ограждать детей от низкопробной беллетристики и книг любовно-эротического содержания.
Ключевые слова: гигиена детского и подросткового чтения, школьная гигиена, полиграфия учебной книги, врачи-гигиенисты, охрана здоровья школьников