Тотемы и табу в детской поэзии Венгрии – сегодня и вчера
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-2-18-326-340Аннотация
Статья рассказывает о наиболее заметных трендах в современной дет- ской поэзии Венгрии. Развиваясь в русле европейских и мировых тен- денций, венгерская детская поэзия является неотъемлемой частью на- циональной литературы, особенности развития которой естественным образом сказывались и на выборе тем или отказе от них в разные пе- риоды. Изменение отношения к детской поэзии в Венгрии, выделение ее в самостоятельный жанр в ХХ в. связаны с процессами, происхо- дившими в обществе и в фиксировавшей эти процессы литературе. По- вышение ценности детского опыта, восприятие ребенка как самостоя- тельной личности, а не как «недовзрослого» сказалось и на увеличении количества текстов, где авторы делились переживаниями собственного детства, и на появлении целого корпуса детской литературы. Опреде- ляющим для венгерской детской поэзии стало творчество Шандора Вё- реша. Предложенные им новые принципы легли в основу поэтических текстов, создававшихся и продолжающих создаваться на протяжении последних семидесяти лет. Следуя заветам Вёреша и других авторов его поколения, современные венгерские поэты сочетают ритмическое и фонетическое богатство родного языка с актуальными для совре- менных детей темами и расширяют жанровые возможности детской поэзии, обогащая национальный и общеевропейский детский поэтиче- ский канон.
Ключевые слова: Литература Венгрии, детская поэзия, табуированные темы, жанровое разнообразие, поэтический канон, литературная парадигма