СПОРЫ О СКАЗКЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРИТИКЕ

Authors

  • Anna Dimyanenko Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences
  • Inna Sergienko Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-1-19-437-880

Abstract

В Приложении к 19 номеру «Детских чтений» помещены статьи и рецензии, дополняющие основной архивный блок «Споры о сказке», подготовленный Сергеем Ушакиным. В каждой из публикаций, охватывающих период с 1864 г. по 1913 г., так или иначе затрагиваются вопросы, связанные с вхождением сказки — литературной и фольклорной — в детское чтение. Полувековой дореволюционный период «споров о сказке» демонстрирует широкую амплитуду взглядов педагогической критики: от категорического неприятия жанра сказки (Е. Кемниц, Н. Трескин) до восторженного отношения (И. Феоктистов, Я. Александров).
Поиск материалов осуществлялся путем просмотра педагогических и литературных журналов второй половины XIX — начала ХХ в., таких как «Учитель», «Воспитание и обучение», «Педагогический листок», «Педагогический сборник», «Женское образование», «Неделя», «Школьная жизнь» и др. За единичными исключениями все работы, рассматривающие сказку в качестве жанра детской литературы, написаны представителями педагогического
экспертного сообщества. Литературные критики обращались к этому вопросу нечасто, в основном в связи с юбилеями известных сказочников, выпуском собраний сочинений, новых переводов и пр.
О большинстве авторов статей, заметок и рецензий нам удалось составить небольшие биографические справки. В числе пишущих о сказке — широко известные публицисты и теоретики детского чтения (М. К. Цебрикова, И. Феоктистов, Ц. Балталон), детские писатели и беллетристы (Н. Позняков, П. Засодимский, Е. Сысоева, А. Бостром), ученые (А. Погодин, Е. Балобанова), общественные деятели (Х. Алчевская, А. Калмыкова), учителя гимназий, народных
и воскресных школ (Н. Леонтьева, Я. Александров). Значительная часть материалов подписана псевдонимами или инициалами авторов, не все из которых на сегодняшний день нам удалось раскрыть.

Published

2021-07-02

How to Cite

Dimyanenko А. А., & Sergienko И. А. (2021). СПОРЫ О СКАЗКЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРИТИКЕ. Children’s Readings: Studies in Children’s Literature, 19(1), 437–880. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-1-19-437-880

Issue

Section

Supplement