Supplement
Abstract
Публикуемое Приложение к 18 выпуску «Детских чтений» содержит критические статьи, не вошедшие в Архивный блок, подготовленный Сергеем Ушакиным (Статьи К. Чуковского, Б. Бухштаба, В. Смирновой, М. Малишевского, А. Покровской, С. Болотина, Б. Бегака опубликованы в рубрике Архив (Детские чтения. 2020. No 2 (18). С. 27–122.) См. вступление к архивному блоку С. Ушакина В промежутке: формальный метод детской поэзии (Детские чтения. 2020. No 2 (18). С. 9-26).498).
Причин для выпуска такого Приложения несколько. Во-первых, часть статей и рецензий вышла до революции 1917 г. (в то время как архивный блок собран из статей, позволяющих рассмотреть развитие послереволюционной поэзии для детей с точки зрения литературоведческих исследований того времени). Во-вторых, объемы критических материалов о поэзии для детей, опубликованные в первое тридцатилетие ХХ в., не позволяют вместить их на нашу архивную журнальную полку, в-третьих, большинство статей никогда не переиздавались или републиковались спорадически. Так, нашумевшая в свое время критическая рецензия Н. К. Крупской о «Крокодиле» К. И. Чуковского после смерти главы ГУСа не включалась в состав сборников ее статей о детской литературе в 1954 и в 1979 гг., впрочем, справедливости ради надо отметить, что статья была помещена в одиннадцатитомное собрание ее педагогических сочинений. Это показательный пример замалчивания неудобной полемической статьи — продукта политической ситуации своего времени.
Приложение, конечно, не включает все вышедшие в указанный период критические статьи и рецензии о поэзии для детей, но можно со всей ответственностью заявлять, что мы сформировали и по количеству, и по качеству представительную выборку. Она составлена на основе просмотра до- и пореволюционной журнальной периодики о детской литературе: критико-библиографических журналов «Что и как читать детям», «Новости детской литерату- ры», «Книга — детям», педагогических журнальных изданий «Воспитание и обучение», «Педагогический сборник», «На путях к новой школе» и др. В процессе поиска статей использовались известные библиографические пособия Е. М. Чарнолуской, И. И. Старцева и др. Мы отобрали статьи разных жанров — обзоры, рецензии, проблемные статьи, — с тем чтобы показать широкий спектр критических отзывов на поэзию для детей: одни критики ограничиваются короткими рецензиями, но делают это регулярно, отзываясь на каждую новинку (З. Павлова-Сильванская, С. Болотин), другие специализируются на обзорах (Б. Бухштаб, Ц. Вольпе), третьи — на памфлетах, разоблачающих неугодных поэтов (Д. Кальм, Н. Крупская). Cобранные в процессе подготовки архивного блока публикации представляют собой интересный материал по истории критической рефлексии педагогов и литературоведов по поводу литературы, адресованной детям, демонстрируют разнообразие подходов и позиций критиков. Это позволяет расширить наше представление об интеллектуальном контексте, в котором формировались критические реакции на поэзию для детей. В определенной степени подборка показывает, как складывались принципы и методы литературного и социального анализа детской поэзии в России с рубежа XIX–XX веков до конца 1930-х гг.
При републикации орфография и пунктуация приведены к современным нормам. Все графические выделения (кроме разрядки) сохранены, равно как и сноски, примечания и другие вставные элементы, имеющиеся в первых публикациях.
Светлана Маслинская, Сергей Ушакин