Introduction
Abstract
Современные дискуссии о табу в детской литературе, в которых все чаще звучат призывы к расширению рамок и преодолению запретов, заставляют вспомнить, когда и зачем была создана детская литература. Представление о детской беллетристике как об универсальном учебнике жизни, своего рода энциклопедии социума, где непременно должны быть представлены острые, ранее запретные, а ныне дискуссионные темы, роднит авторов и экспертов современной детской литературы с просветителями, создавшими детскую книгу как таковую и видевшими в ней прежде всего прикладной инструмент воспитания. Если в эпоху Просвещения авторы детских книг были едины в своем намерении научить детей добродетели, показывая им «добрые и худые примеры поведения», и ни у кого из них не возникало и мысли, что в детскую литературу может быть допущена какая-либо неудобная, спорная или провокационная тема, то уже во второй половине XIX в. критики выделяли «вредные темы», которые по их недосмотру просочились в произведения для детей, и призывали бороться с ними, а в начале XX в., напротив, требовали расширить рамки детской литературы и ввести в неё «жгучие темы общественной борьбы». Ретроспективе представлений о табу в детских книгах и детском чтении посвящены материалы рубрики «Архив». XXI в. стал временем стремительного избавления от табу и запретов, накопившихся за предыдущее столетие.