ПЕДАГОГ КАК АДРЕСАТ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2025-1-27-112-129Аннотация
Современная детская литература рассматривается в статье как обращенное педагогу высказывание, представляющее ему опосредованный взгляд на взросление и обретение самостоятельности детьми и подростками. Произведения детской литературы представлены в рецепции читающих и использующих их в работе педагогов, а также как художественные исследования процесса педагогического процесса и личностного развития. Педагогическая рецепция анализируемых книг представлена на основе анализа материалов интервью с учителями, педагогами дополнительного образования, в ходе которых они рассказывали о собственных читательских впечатлениях и о том, как воспринимают книгу подростки, с которыми им довелось ее обсуждать. В качестве педагогического высказывания, облеченного в художественную форму, рассматривается описание процесса взросления и обретения героем самостоятельности, которое связано с понятием «идеальный образ» или «образ себя в будущем»: это может быть образ «правильного» поведения, удачного выхода из ситуации, способа самовыражения, так как наиболее популярные у педагогов произведения легко объединяются по наличию именно этого структурного компонента. Значимой чертой предлагаемого современными авторами «идеального образа» героя выделяется обретение способа принять собственное несовершенство и дисгармонию мира за счет нахождения способа самовыражения (например, творчества). Отмечается, что произведения, построенные на исследовательском подходе и не предлагающие идеального образа будущего, оказываются не востребованными у педагогов, несмотря на то, что автор обращается к педагогической тематике.
Ключевые слова: современная детская литература, персонажи, сюжет, двойная адресация, педагогический дискурс