«РАСХОДЯЩИЕСЯ ТРОПКИ» КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИИ КНИГ-ИГР «ВЫБЕРИ СЕБЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»)

Авторы

  • Дина Шулятьева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2024-2-26-210-231

Аннотация

«Выбери себе приключение» (Choose your own adventure) — продолжающаяся серия детских книг-игр издательства Bantam Books. Стандарт серии был разработан Э. Паккардом в конце 1970-х гг., затем к созданию книг подключились десятки авторов (Р. А. Монтгомери, Т. Кольтц и др.). Такие книги позволили читателям влиять на развитие сюжета, достраивать и завершать историю, «включаться» в нее на правах главного героя. Но специфично и взаимодействие читателя с нарративным пространством. Благодаря интерактивности повествования читатель оказывается сразу в двух пространственных измерениях и включается как в «приключения» героя, так и в «приключения» самого чтения, нелинейно продвигаясь по тексту, каждый раз выбирая «тропу», по которой хочет пройти. Читатель может возвращаться к уже прежде принятому решению — а значит, заново осваивать то пространство, которое казалось уже освоенным и пройденным. Организация пространства в серии позволяет управлять читательскими эмоциями: моделировать как саспенс (интерес к будущим событиям), так и метасаспенс (интерес к конструированию истории). Имеет значение и то, что интерактивные нарративы представлены в виде бумажной книги (а не в цифровой среде), потому иллюзия безграничного выбора сталкивается у читателя с большим осознанием ограниченности «приключений» чтения: количество вариантов сюжета всегда конечно (как ограничен и объем книги), тогда как пространства, предлагаемые историей, в воображении читателя поддаются достраиванию и освоению.

Ключевые слова: интерактивная литература, нарративные эмоции, моделирование пространства, метафикциональность, книги-игры, метасаспенс, саспенс, читательский опыт

Загрузки

Опубликован

2024-12-17

Как цитировать

Шулятьева, Д. (2024). «РАСХОДЯЩИЕСЯ ТРОПКИ» КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИИ КНИГ-ИГР «ВЫБЕРИ СЕБЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»). Детские чтения, 26(2), 210–231. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2024-2-26-210-231

Выпуск

Раздел

Исследования