КАК СОСТАВИТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ? (ВЗГЛЯДЫ О. И. КАПИЦЫ НА БИБЛИОГРАФИЮ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-217-232Аннотация
В начале XX в. начинает складываться единое сообщество критиков детской литературы, которые призывают к ответственному выбору книг для детского чтения. В статье приводится точка зрения О.И.Капицы на принципы составления указателей детской литературы. На основе архивных материалов из Показательной библиотеки по детскому чтению дается обзор дискуссии по поводу первой части «Систематического указателя книг для детей и юношества», посвященного сказкам, а также выявляются принципы оценки произведений разных авторов: писателей, специально пишущих для детей, русских и зарубежных классиков. По мнению О.И.Капицы, в первую очередь в произведениях для детей необходимо обращать внимание на та- кие субъективно-оценочные признаки, как комфортная для читателя- ребенка атмосфера повествования, возможность вызвать у него интерес, отсутствие лживых интонаций и излишней сентиментальности или нарочитой тенденциозности в «обращении» автора к детям, в то же время тексты должны быть художественными и написаны образным языком, а издания качественно оформлены и проиллюстрированы. Формулировки критериев и аргументация их выделения в трудах О. И. Капицы демонстрируют не только понятийный аппарат педагогического дискурса о детском чтении в 1910–1920-е гг., сформировавшийся на предыдущем этапе развития критики детской литературы, но и влияние нового библиографического подхода к описанию книжного потока для детей в этот период.
Ключевые слова: детская литература, библиография детской книги, критика детской литературы, принципы критики детской литературы, О. И. Капица, Показательная библиотека по детскому чтению, детское чтение