СОЦИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ КНИЖКИ-КАРТИНКИ: ОДИНОКОЕ МАТЕРИНСТВО ПО ВЫБОРУ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-174-195Аннотация
В статье рассматривается, каким образом формирование одинокого материнства по выбору как социальной группы сказалось на англоязычной детской иллюстрированной литературе. Я утверждаю, что эта социальная группа с характерным человеческим капиталом повлияла на содержание книжек-картинок в англоязычных обществах. Во-первых, одиноким матерям по выбору нужна художественная и научно-популярная литература, которая могла бы помочь объяснить детям особенности их семейных отношений. Во-вторых, детская литература позволяет монородительским семьям стать символически заметными для других членов общества и тем самым укрепить свое социальное положение. Матери-одиночки по выбору самостоятельно формируют содержание книжек-картинок в своем литературном творчестве, заявляя о разнообразии семейных моделей и продвигая ценности материнства по выбору. Развитая система самиздата и повсеместность онлайн потребления способствуют продвижению книжек-картинок с новым содержанием, поскольку эти книги становятся доступными широкому кругу читателей через онлайн-продавцов. Крупные транснациональные книжные издательства также реагируют на потребность в культурно разнообразной литературе. Хотя их ориентированность на прибыль объясняет предпочтение таких книг, которые продвигают именно множественность моделей семейных отношений.
Ключевые слова: книжка-картинка, одинокое материнство, англоязычная детская литература, социология текста, мать-одиночка по выбору, визуальная грамматика, социальная семиотика, книжный рынок