Механизмы хрестоматизации и проблема литературного канона, или как крестьянский поэт Спиридон Дрожжин вышел в школьные классики
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-167-204Аннотация
Школьный канон может формироваться иначе, чем производное от сложившегося национального литературного канона. В начальной школе механизм модификации канона иной: текст попадает в хрестоматию не из школьной программы, а наоборот — из хрестоматии в школьную программу или школьную практику. Соответственно, и направление канонизации здесь иное, чем в «базовом» случае со школьным курсом литературы: от текста — к автору, а не от автора (или жанра) — к тексту. В статье рассматривается история канонизации крестьянского поэта Спиридона Дрожжина (1848–1930) в школьном преподавании русской словесности. Поэтапно прослеживается, как Спиридон Дрожжин, стихам которого даже самые расположенные к нему критики отказывали в оригинальности и поэтических достоинствах, стал одним из самых востребованных авторов в книгах для начальной школы и при жизни вошел в число хрестоматийных поэтов. В начале XX в. Дрожжин стал живой легендой для учителей и школьников, которые не только читали его тексты в школе, но и пели песни на его стихи. История хрестоматизации стихотворений С. Д. Дрожжина в книгах для чтения конца XIX — начала XX вв. является одновременно уникальной и показательной, это позволяет увидеть некоторые неочевидные механизмы формирования школьного литературного канона на разных этапах обучения.
Ключевые слова: литературный канон, школьный канон, народный поэт, крестьянский поэт, издательство «Посредник», книги для чтения, школьные хрестоматии, хрестоматизация, народная школа, русская литература XIX века, Спиридон Дрожжин