Почему Д. Н. Мамин-Сибиряк стал главным детским писателем (к проблеме становления канона русской детской литературы)

  • Светлана Маслинская ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Аннотация

В последней трети XIX в. в условиях увеличившегося количества писателей, адресующих свои произведения детям, начинает складываться их иерархия. Ранжированием детских писателей занимаются педагоги, на страницах профессиональной периодики обсуждая достоинства и недостатки тех или иных претендентов на вхождение в канон национальной детской литературы.

Д. Н. Мамин-Сибиряк представляет собой интересный пример конструирования репутации «главного детского писателя». На материале педагогической критики рубежа XIX–XX вв. прослежены основные векторы создания репутации писателя (обретение писательского дара, личные качества,  художественный метод) и дискурсивные механизмы ее конструирования (выделение писателя из ряда подобных писателей народнического толка, исключение из «взрослых» писателей, приписывание специфических черт детского писателя). Определенные качества личности и творчества Мамина-Сибиряка (детолюбие, любовь к природе, приверженность реалистическому методу, народнические идеалы, оптимизм, умение описывать экзотизм уральского быта и пейзажа) способствовали выдвижению его на роль «корифея детской литературы».


Ключевые слова: Д. Н. Мамин-Сибиряк, детская литература, канон национальной детской литературы, педагогическая критика детской литературы, реализм, регионализм.

Опубликован
2019-08-18
Как цитировать
Маслинская, Светлана. 2019. «Почему Д. Н. Мамин-Сибиряк стал главным детским писателем (к проблеме становления канона русской детской литературы)». Детские чтения 15 (1), 9-25. http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/346.
Раздел
Исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)