От анализа портрета к поэтике шаблона: о стереотипии и гендерных моделях в изображении детей в советской детской прозе

  • Кирилл Маслинский НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург)
  • Александра Видяева НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург)
  • Екатерина Додонова НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург)
  • Юлия Кожевникова НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург)
  • Никита Никифоров НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье обсуждается методология анализа стереотипных черт в изображении литературных персонажей на примере советской детской литературы. Представлены результаты пилотного исследования, дополняющего изучение гендерных стереотипов в детской литературе подробным рассмотрением гендерной специфики в изображении персонажей-детей. При анализе стереотипных черт персонажей мы предлагаем рассматривать их не просто как отражение социальных норм, но как элементы поэтики текста. Анализ этого типа феноменов в литературной прозе мы называем «поэтикой шаблонов». Исследование основано на материале корпуса советской реалистической прозы для детей и юношества 1930–1980‐х гг. На материале случайной выборки из 2486 упоминаний частей тела персонажей в корпусе нам удалось обнаружить количественные различия, обусловленные гендером персонажа, а также выявить ряд устойчивых приемов характеризации, включающих отсылки к частям тела персонажа.


Ключевые слова: корпусные исследования, советская детская литература, гендер, портрет, персонаж.

 

DOI 10.31860/2304-5817-2018-2-14-138-159

Опубликован
2018-12-20
Раздел
Исследования