Советский учитель на фоне школьной повести: корпусная перспектива
Аннотация
Задача данной статьи — анализ дискурсивного фона, на котором существуют образы учителей в советской школьной повести послевоенного периода. Материалом послужил корпус текстов 37 авторов о школе и школьниках, написанных в 1940–1980 гг. общим объемом 1,8 млн слов. с помощью вероятностного тематического моделирования (LDA) был проведен автоматический анализ содержания эпизодов, в которых упоминаются ключевые слова директор, завуч, учитель, учительница и выделены темы, встречающиеся в этих эпизодах значимо чаще или значимо реже, чем в целом по корпусу. По характеру тематического профиля термин учительница ярко противопоставлен всем остальным. Среди значимых контрастов, различающих тематические профили терминов: воспитательный дискурс и учебная повседневность, комсомол и пионерия, эмоции и гендер.
Ключевые слова: советская детская литература, школьная повесть, учитель, тематическое моделирование, LDA