«ХОЛОДНЫЙ, УПРЯМЫЙ ВЕТЕР, НЕ ПУСКАВШИЙ ВЕСНУ». СВОИ И ЧУЖИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Авторы

  • Белла Остромоухова Университет Сорбонна, Франция

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-2-24-428-446

Аннотация

В статье анализируются образы «своего» и «чужого» на материале трех произведений, описывающих современный военный конфликт глазами ребенка (Юрий Никитинский «Вовка, который оседлал бомбу», 2018) и подростков (Анна Зенькова «Удар cкорпиона», 2021 и Андрей Бульбенко, Марта Кайдановская «Сиди и смотри», 2022). В противоположность сложившейся традиции в советской и российской детской литературе о Великой Отечественной войне, где «свои» и «враги» всегда четко обозначены, персонализированы и наделены устойчивым набором черт, в рассмотренных произведениях, круг «своих» крайне узок, он ставится под вопрос и реконструируется недоверчивым и ироничным рассказчиком, тогда как враг присутствует в виде безликого агрессора, представленного благодаря сравнениям и метафорам в виде стихии, несущей разруху и смерть. Таким образом эти произведения стоят в стороне от общей тенденции «освоения» чужого, присутствующей в детской литературе последних десятилетий, возвращаясь к более архаичным репрезентациям врага.

Ключевые слова: современная детская проза, военная проза, свой, чужой, образ врага, военный конфликт

Загрузки

Опубликован

2023-12-22

Как цитировать

Остромоухова, Б. (2023). «ХОЛОДНЫЙ, УПРЯМЫЙ ВЕТЕР, НЕ ПУСКАВШИЙ ВЕСНУ». СВОИ И ЧУЖИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Детские чтения, 24(2), 428–446. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-2-24-428-446

Выпуск

Раздел

Другой в детской литературе