КОНСТРУИРОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ СУБЪЕКТОВ В ПРОЗЕ ДЛЯ НАРОДНОГО ЧТЕНИЯ 1839–1861 ГОДОВ
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-1-23-269-298Аннотация
В традиционном нарративе об истории народного образования и чтения в Российской империи считается, что книги для народного чтения как жанр появились не ранее 1860-х гг., а массово — в 1880-е гг. Статья корректирует это представление и на материале 15 фикциональных текстов, созданных образованной элитой (М. Н. Загоскиным, В. А. Соллогубом, В. И. Далем, В. П. Бурнашевым, Н. В. Успенским, М. А. Корсини, М. Л. Михайловым, Марко Вовчок и др.) для народного чтения в 1839–61 гг., доказывает существование раннего этапа развития такого типа дидактической литературы для народа. Используя метод определения элементарных сюжетов для художественных текстов, автор выявляет 4 группы текстов с разными типами сюжета (бессюжетные, тип «Искушение», тип «Насилие», тексты о любви и браке), за которыми стоят разные представления о том, кто такие крестьяне как субъекты, как они должны взаимодействовать друг с другом, с законом и властью. Анализ сюжетов становится в статье отправным пунктом для интерпретации той модели крестьянской субъектности, какую конструировали авторы рассказов для народа. Исследование показывает, что если в 1840-е и в первой половине 1850-х гг. доминировала патриархальная модель крестьянского субъекта, то накануне отмены крепостного права в 1859–61 гг. на страницах журнала «Народное чтение» демократически настроенные авторы (Марко Вовчок и М. Л. Михайлов) пытаются сконструировать в рассказах для крестьян эмансипированный тип субъектности, в центре которой стоит человеческое достоинство. Отдельный раздел статьи посвящен сходству литературы для народа 1840-х гг. с детской литературой 1830-х гг.
Ключевые слова: крестьянское чтение, литература для народа, субъектность, дидактическая литература, теория модернизации