«ЗА НЕМОТОЙ ИДЕТ ГЛУХОТА» К ТЕКСТУ И... ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ В ШКОЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ (ПО СТРАНИЦАМ СТАТЬИ М. А. РЫБНИКОВОЙ «ОТ МАЛЕНЬКОГО ПИСАТЕЛЯ — К БОЛЬШОМУ ЧИТАТЕЛЮ»)
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-1-23-193-213Аннотация
Автор обращается к известной в основном по названию статье М. А. Рыбниковой «От маленького писателя — к большому читателю». Анализируя ее и параллельно привлекая другие исследования, автор говорит о попытке методиста соединить в единой системе классную и внеклассную работу, поставив в центр развитие творческих способностей ученика, в том числе и через обучение творческому сочинению. Рассматривая литературное творчество учеников с «педагогической» точки зрения, М. А. Рыбникова утверждает: если маленький читатель не попробовал себя в написании текста, то за «немотой следует глухота» к слову, к художественному произведению, поэтому написание собственного текста должно предшествовать чтению. Обучение творческим сочинениям методист предлагает выстроить от школьника, только начинающего входить в мир литературы, от его жизненных наблюдений, которые он фиксирует в своем тексте. Описывая свой урок обучения творческому письму, методист показывает, как это можно сделать в любом классе с самыми разными детьми. Обучение творчеству, как показано методистом в дальнейших статьях, идет по определенному алгоритму: формирование умения видеть и наблюдать, выбор точного слова для фиксации своих мыслей и чувств, обогащение лексического запаса, в том числе и через обращение к классическому тексту в процессе его анализа, планирование материала.
Ключевые слова: творческие сочинения, алгоритм обучения, формальное и неформальное образование, чтение по школьной программе, Мария Рыбникова