ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОПЫТ УРАЛЬСКОГО ЗАБОЙЩИКА И ЛЕСНИКА И. А. ГАГАРИНА: ШКОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ В ПРАКТИКЕ СОЧИНИТЕЛЬСТВА
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-319-339Аннотация
В статье анализируется рукопись уральского рабочего И. А. Гагарина «Избранные произведения из памяти всей моей жизни», написанная им в конце 40-х гг. ХХ в. Писательская практика непрофессионального сочинителя исследуется в контексте истории и культуры горнозаводской зоны Урала с привлечением фольклорных, литературных материалов и материалов по развитию народного образования в Оренбургской губернии. В итоге рукопись, не смотря на наличие в ней воспоминаний биографического характера, интерпретируется как сборник рассказов, предлагающих читателю промысловые хитрости лесника, страстного охотника и рыбака. Выявленные автором статьи точки пересечения письма И.А.Гагарина с книжной словесностью позволили описать приемы включения в текст литературного материала. На страницах прозы заимствования (устойчивые словосочетания описательного характера, строки широко известных стихов) встраиваются в структуру предложений, принимают нужные грамматические формы, отчего не сразу узнаются. Для поэтических финалов календарных зарисовок И. А. Гагарин отредактировал стихи Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева, В. И. Немировича-Данченко, М. П. Чехова. Правки сводятся к исключению далеких ему образов, замещению их образами его жизненного пространства; к перестановке очередности строф в нужной последовательности, в достраивании рядов описания своим материалом. И. А. Гагарин не стремится к разрушению поэтических первоисточников. Как малограмотный сочинитель, ищущий возможности точного выражения мысли, он не рассчитывал на успех собственного стихотворства, представленного в тексте рукописи жанровой формой частушки.
Ключевые слова: фольклор, литература, непрофессиональный писатель, литературный опыт, личная письменная практика, школьное чтение