МИСТИФИКАЦИЯ КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ В СБОРНИКЕ А. КРУЧЕНЫХ «СОБСТВЕННЫЕ РАССКАЗЫ, СТИХИ И ПЕСНИ ДЕТЕЙ» 1923 Г.

Авторы

  • Никита Катанаев Московский педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-273-285

Аннотация

В статье выявлена авторская стратегия Алексея Крученых в сборнике «Собственные рассказы, стихи и песни детей» (1923). Проведено сравнение с первым изданием сборника «Собственные рассказы и рисунки детей» (1914). Проанализирована композиция книги. Выдвинуто предположение, что некоторые стихотворения, включенные в сборник 1923 г., были написаны самим А. Крученых и выданы им за детские тексты. Целью мистификации были дружеские дразнилки в адрес В.Пальмова, С.Третьякова, В.Хлебникова и др. Чаще всего эти стихотворения похожи на ребусы, в разгадках которых обнаруживаются имена знакомых авангардистов. Делается вывод, что авторская стратегия состоит в том, чтобы устроить игру с читателем-взрослым, скрываясь под чередой масок поэтов-детей. Такая художественная стратегия была выбрана Крученых с целью сформировать собственную аудиторию вдумчивых, «посвященных» читателей и отделить недоумевающих «профанов». Этот подход заметно выделяет книгу Крученых в ряду других сборников детского творчества, вышедших в 1920-е гг.

Ключевые слова: русский авангард, футуризм, детское творчество, русская детская литература, А.Е.Крученых, дразнилка, литературная мистификация, эпиграмма, В.Хлебников, С.Третьяков, В.Пальмов, Ю. Марр, К. Чуковский, Н. И. Нисс-Гольдман

Биография автора

Никита Катанаев, Московский педагогический государственный университет

 

 

Загрузки

Опубликован

2022-12-19

Как цитировать

Катанаев, Никита. 2022. « СТИХИ И ПЕСНИ ДЕТЕЙ“ 1923 Г». Детские чтения 22 (2):273-85. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-273-285.

Выпуск

Раздел

Исследования