ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ ИЗ КАКОГО ВЗДОРА: О ЧТЕНИИ И СОЦИОЛОГИИ
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-12-26Аннотация
Во введении к архивному блоку «„Влиятельный вздор“: социология детского чтения в России» предлагается краткий обзор попытки создать в конце советского периода концептуально новую и методологически эффективную социологию чтения и литературы. Группа социологов и историков, работавшая в Государственной библиотеке им. В. Ленина в 1970–1980-х гг., настаивала на необходимости видеть в литературе социальный институт, основная задача которого заключалась в артикуляции и популяризации базовых элементов индивидуальной и групповой идентичностей. Избегая психологизации чтения и читателей, эти социологи выводили на первый план специфически литературный аспект чтения: в отличие от многих других выразительных и художественных форм, литература обладает возможностью тематизировать — то есть организовывать в виде связного нарратива — абстрактные ценности, неочевидные допущения и фоновые установки. Взаимоотношения между читателем и литературой анализировались на трех уровнях — феноменологическом, морфологическом и функциональном, а чтение трактовалось как процесс моделирования читателем себя и своего социального и природного окружения. Предлагая этот позднесоветский подход в качестве общей рамки для понимания архивного блока, Ушакин отмечает, что работы 1890–1920-х гг. оказываются во многом созвучными позднесоветским попыткам понять роль и функции чтения. Наряду со сходствами, разумеется, были и существенные отличия. Например, ранние работы о детском чтении отличались повышенным вниманием к феноменологической стороне этого процесса, к его моральным и воспитательным эффектам. Социологические исследования потребления литературы, которые стали складываться во второй половине 1920-х гг. устойчиво демонстрируют совсем иной методологический подход: сбор статистических данных о тематических запросах читателей из разных демографических категорий оказался во многом самоцелью. Чтение как социальная практика в итоге оказалась «безлюдной»: индивидуальные читательские практики (и сами читатели) вытеснила статистика групповых читательских «запросов» в детских библиотеках. Социология чтения, иными словами, стала синонимичной сбору и обработке разнообразных количественных данных. С критики этой социологической традиции и начнется в 1970-х гг. попытка создать новую социологию чтения и литературы.
Ключевые слова: социологический концептуализм, функционализм, литературная промышленность, воображаемые сообщества, читательская аудитория, позднесоветские гуманитарные исследования, позитивизм, идентичность