«Гендерная дидактика»: голос автора в советской школьной повести 1960-х–1980-х гг.
DOI:
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-96-109Аннотация
В статье на материале советской школьной повести 1960-х—1980-х гг. рассматривается репрезентация представлений о гендерных нормах и гендерных ролях в детской литературе. Автор статьи обращается к элементу нарративной структуры — тексту от лица автора-повествователя, анализирует основные художественные приемы (прямое обращение, комментарий, ремарка, делегирование высказывания персонажам) с помощью которых писатель транслирует свои представления о гендерной картине мира. Выдвигается утверждение о более авторитетной позиции текста, написанного от лица автора-повествователя по отношению к читателю-ребенку, чем прямая речь персонажей или их внутренние монологи. В статье обосновывается правомерность объединения в единый предмет исследования текстов школьной повести, написанных в последние десятилетия советской эпохи, рассматриваются произведения классиков советской детской литературы (В. Крапивин), известных и малоизвестных писателей (М. Прилежаева, Л. Давыдычев, С. Соловейчик, С. Иванов, И. Зюзюкин, Г. Матвеев, Н. Лойко, Н. Никонов), выявляется определенная гендерная асимметрия, предлагаемая авторами школьной повести в качестве нормы гендерной социализации, отмечается, что в изображении взрослых персонажей эта асимметрия оказывается более выраженной.
Ключевые слова: советская школьная повесть, автор, гендер, фокализация, клише