Принцип диалога в стихотворениях Михаила Яснова для детей

Авторы

  • Анастасия Николаевна Губайдуллина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-2-18-135-153

Аннотация

Статья посвящена изучению стихотворений Михаила Давидовича Яснова, адресованных детям разного возраста: от младших дошкольников до старших школьников. Поэтическое творчество автора опирается на несколько ключевых принципов, в числе которых—сохранение гармонии детства, поддержка доверия ребёнка миру. Также одним из главных объединяющих начал является поэтический диалог, проявленный на разных уровнях художественных текстов: от уровня персонажей и образной системы до уровня метатекстуальности и авторского сознания. Принцип диалога в данном случае понимается как преодоление единичной точки зрения, попытка выйти за пределы личного Я благодаря вниманию к Другому. Поэзия Яснова ориентирована на поиск сходств и различий между явлениями реальности, в ней представлены многие голоса, жизненные позиции. В статье поэтический диалог рассматривается с использованием мотивно-образного анализа. Принцип диалога, реализованный в системе образов и мотивов, имеет большой нравственный потенциал для детской поэзии: он способствует формированию у ребёнка эмпатии и развитию самопознания. С другой стороны, понятна эстетическая ценность диалогизма, поскольку обогащается тематический и образный строй лирики.

Ключевые слова: Михаил Давидович Яснов, русская поэзия для детей, поэтический диалог, метатекстуальность, интертекстуальность, анимализм, образ семьи

Загрузки

Опубликован

2021-02-22

Как цитировать

Губайдуллина, А. Н. (2021). Принцип диалога в стихотворениях Михаила Яснова для детей. Детские чтения, 18(2), 135–153. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-2-18-135-153

Выпуск

Раздел

Исследования