«Бандитто-гангстеритто»: стереотипы об итальянцах в детском кинематографе и мультипликации позднесоветского времени

Авторы

  • Евгения Литвин Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления Московского государственного психолого-педагогического университета; Институт общественных наук Российской Академии народного хозяйства и государственной службы

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-1-15-145-160

Аннотация

В статье анализируется стереотипный образ итальянца в позднесоветских мультипликации и кинематографе. В фокусе внимания – комедийный жанр и способы создания комического эффекта при изображении итальянцев. Как будет показано, одним из основных способов при этом оказывается пародирование лингвистических и паралингвистических особенностей итальянского языка: итальянских лексики, интонации, мимики и жестикуляции. Кроме того, отдельным элементом пародии становится использование намеренно ошибочного одноголосого перевода.

Персонажи – итальянцы обладают определенным набором стереотипных черт (музыкальность, авантюризм), которые встречаются и в произведениях массовой культуры других стран. Тем не менее, образ итальянского мафиози в советском кинематографе и мультипликации отличается от зарубежных прочтений этой темы. Как будет показано, эта специфика оказывается следствием советско-итальянских взаимоотношений в сфере кинопроизводства.

Детские фильмы и мультипликация этого периода рассматриваются как отражение тенденций «взрослого» кинематографа. В то же время, выдвигается гипотеза о том, что переход стереотипных персонажей в кинопродукцию, адресованную детям, – это следствие использования их в качестве пародийного приема.

 

Ключевые слова: Джованни Моска, Эдмондо Де Амичис, киножурнал «Ералаш», Италия, СССР, советский кинематограф, советский детский кинематограф, пародия, стереотипы, языковая игра.

 

Загрузки

Опубликован

2019-08-18

Как цитировать

Литвин, Е. (2019). «Бандитто-гангстеритто»: стереотипы об итальянцах в детском кинематографе и мультипликации позднесоветского времени. Детские чтения, 15(1), 145–160. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-1-15-145-160

Выпуск

Раздел

Исследования