Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг.

Авторы

  • Татьяна Костина Санкт- Петербургский филиал Архива РАН
  • Ольга Кирикова Санкт-Петербург- ский филиал Архива РАН

Аннотация

В статье реконструируется история выбора и использования учебных книг в Академической гимназии 1730‐х гг. К исследованию привлечены немецкоязычная рукописная записка Т. З. Байера «Настоящее устройство Гимназии» (1731); опубликованный на немецком языке, но редко привлекаемый исследователями «Проект устройства гимназии и школ в Санкт-Петербурге...» И. Э. Фишера (1733); «Формула гимназии» (1735) и гимназический регламент Г. В. Крафта (1739). Впервые публикуется приложение к нему — «Список книг, обязательных для использования в Гимназии после объявления ее Регламента», сохранившаяся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН рукописная записка на немецком языке. В совокупности анализ упоминаемых в этих документах учебных пособий позволяет понять логику и динамику происходивших изменений в период выработки отечественного литературно-дидактического канона, а также увидеть процесс замещения западноевропейских учебных пособий опубликованными в России. Вводимые в научный оборот данные об учебной литературе Академической гимназии представляют интерес для историков педагогики, лингвистики, преподавания иностранных языков, логики, географии и т. п.

 

Ключевые слова: Академическая гимназия, Академия наук, Т. З. Байер, И. М. Геснер, грамматики, Г. В. Крафт, лексиконы, И. Э. Фишер, Г. Штолле, учебная литература

Загрузки

Опубликован

2018-10-25

Как цитировать

Костина, Т., & Кирикова, О. (2018). Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. Детские чтения, 13(1), 194–219. извлечено от https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/311

Выпуск

Раздел

Из истории учебной книги