Иллюстрации английских художников детской книги рубежа XIX–XX вв. в русских дореволюционных изданиях: влияние и параллели

Авторы

  • Дмитрий Лебедев Государственный институт искусствознания (ГИИ), Москва

DOI:

https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-2-16-320-340

Аннотация

Некоторые русские художники рубежа XIX–XX вв. формировались под влиянием известных, порой революционных зарубежных мастеров. Великобритания в этот период стала одной из стран, чье искусство дало
плоды для размышлений и подражаний русским графикам и иллюстраторам. Особенно сильно это отразилось на творчестве мирискусников, полюбивших графические композиции Обри Бердслея и его английских последователей. В статье рассматриваются и анализируются иллюстрации английских художников преимущественно эдвардианского периода (первого десятилетия XX в.), чьи работы видели или могли видеть русские мастера — их современники. На данном материале прослеживается влияние английских графиков на русских и параллели в их творчестве в области книжной иллюстрации. Особенно важны в рамках исследования русские издания А. Ф. Девриена и И. Д. Сытина, некоторые из которых, выпущенные в период правления Николая II, являлись переизданиями английских книг, проиллюстрированных известными зарубежными иллюстраторами — Чарльзом Робинсоном (1870–1937), Артуром Рэкхемом (1867–1939) и Эдмундом Дюлаком (1882–1953). Анализ произведений упомянутых художников является основополагающей частью статьи, т.к. они повлияли на русских графиков Александра Бенуа (1870–1960), Георгия Нарбута (1886–1920), Дмитрия Митрохина (1883–1973) и некоторых других мастеров преимущественно дореволюционного периода.


Ключевые слова: Артур Рэкхем, Эдмунд Дюлак, Чарльз Робинсон, Александр Бенуа, Иван Билибин, Дмитрий Митрохин, «Мир искусства», книжная графика, иллюстрация, эдвардианская эпоха (период), искусство Великобритании (Англии)

Загрузки

Опубликован

2021-01-05

Как цитировать

Лебедев, Д. (2021). Иллюстрации английских художников детской книги рубежа XIX–XX вв. в русских дореволюционных изданиях: влияние и параллели. Детские чтения, 16(2), 320–340. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-2-16-320-340

Выпуск

Раздел

Исследования