От редакции

  • Инна Сергиенко ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Аннотация

15 выпуск журнала «Детские чтения» задумывался как номер, посвященный исследованиями детской литературы XIX в., периоду, значение и роль которого в истории детской литературы весьма
велика. В это столетие появились первые профессиональные авторы, пишущие для детей, сложились основные направления и жанры детской литературы, стали формироваться институциональные
структуры, обеспечивающие полноценное функционирование литературы для детей и юношества: специализированные издательства, детские журналы, критика и библиография детской литературы. Мы резонно полагали, что предложенная тема номера — детская литература XIX в. — предоставит возможность специалистам поделиться результатами своих исследований, обозначить их основные направления, выявить лакуны и белые пятна в изучении истории детской литературы этого периода. Однако статей и материалов, связанных с заявленной темой номера, поступило в редакцию совсем немного. Чем это можно объяснить?
Казалось бы, хронологическая периодизация — традиционный принцип исторического изучения литературы. Почему проверенный и зарекомендовавший себя подход оказался не так продуктивен при изучении детской литературы, как это можно было бы предположить?


Есть области, где принцип хронологической периодизации вполне работает. Например, когда исследователи берутся составлять антологии детской литературы. Образцовым примером такого подхода явился известный трехтомник «Четыре века русской поэзии детям» (2013), подготовленный Е. О. Путиловой, где в первом томе представлена (правда, наряду с фольклором, текстами XVII — XVIII вв. и начала ХХ в.) поэзия для детей, написанная в XIX в. [Путилова 2013]. Тот же принцип расположения материала применяется и в учебниках по истории детской литературы, начиная с А. П. Бабушкиной и Ф. И. Сетина и заканчивая современными учебниками И. Арзамасцевой и Б. Хеллмана.


Но, когда речь заходит именно об исследованиях литературного материала, обнаруживается, что нет ни институциональной опоры (кафедры детской литературы XIX в. никогда не существовали, в отличие от «взрослых»), ни сложившихся «внутриотраслевых» традиций изучения детской литературы по векам. Безусловно, отдельные хронологические отрезки привлекают исследователей: в этом отношении вне конкуренции 1920–30-е гг. — в истории отечественной детской литературы о них написано немало. «Золотой век» детской литературы съежился до двух десятилетий, когда творили Чуковский, Маршак, Хармс и Гайдар. Но столь же внимательного и скрупулезного изучения предыдущего этапа развития детской литературы, когда сложились основные паттерны литературы для детей, нет как нет. Объектами изучения в детской литературе становились и становятся либо жанрово-тематические феномены, либо творчество отдельных авторов, либо институциональные структуры (такие, например, как критика детской литературы или периодика для детей), либо хрестоматизация тех или иных текстов, обращенных к детям.


Говоря сегодня об изучении детской литературы XIX в., мы можем утверждать, что если отдельные её аспекты (такие, как нравоучительная повесть или творчество писателей-классиков, чьи произведения вошли в хрестоматии), достаточно исследованы, то литературный процесс во всей своей многоаспектности, весь массив детской литературы XIX в., фигуры многих авторов, создававших фон литературной эпохи, как не были известны, так и остаются в тени сказок Пушкина, рассказов Толстого и «Бежина луга» Тургенева. Публикуемые в пятнадцатом выпуске «Детских чтений» статьи о детской литературе XIX в. — весьма скромный вклад в изучение этого «темного» века в истории отечественной детской литературы.
Одновременно с этим любопытно, что уже первые аналитики детской литературы того самого XIX в. задумывались о том, что является объектом истории детской литературы и как лучше этот объект структурировать. Детская писательница и педагог Ольга Ильинична Рогова (1851–1915) в своих «Лекциях по детской литературе» (1889) задается именно этим вопросом: фрагменты из ее сборника размещены в рубрике «Архив».


Традиционно мы уделяем большое внимание публикации материалов прошедших недавно конференций. В предлагаемом выпуске это материалы двух недавних международных конференций, инициированных и/или организованных при участии Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН: «Русско-немецкие контакты в детской литературе» (июнь 2018) и научно-практического коллоквиума «Детская литература Северных стран в России: опыт прочтения» (сентябрь 2018)  . Различные аспекты истории литературных связей и влияний, специфики национальных детских литератур, вопросы переводов и адаптации художественной и образовательной литературы для детей, а также педагогической и читательской рецепции инокультурных текстов рассматриваются в публикуемых ниже статьях и эссе.

Опубликован
2019-08-18
Как цитировать
Сергиенко, Инна. 2019. «От редакции». Детские чтения 15 (1), 6-8. http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/345.
Раздел
От редакции