От редакции

  • Инна Сергиенко ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Аннотация

13 номер журнала «Детские чтения» посвящен памяти выдаю­ щегося российского исследователя истории детской литературы Евгении Оскаровны Путиловой (1923–2018). Подготовка номера
началась в момент празднования 95‐летнего юбилея Евгении Оскаровны и завершилась в дни траура. Таким образом, часть материалов этого номера была подготовлена с участием самой Евгении
Оскаровны, а часть является данью ее памяти.
Тематический блок, посвященный Евгении Оскаровне Путиловой, включает в себя статьи и материалы, связанные с юбилеями тех или иных детских писателей, детских книг и их персонажей.
Кроме того, в него вошли публикации, тематически перекликающиеся со сферой научных интересов Е. О. Путиловой. Открывают этот раздел интервью с детскими писателями и исследователями
детской литературы, рассказывающими о жизни и деятельности Е. О. Путиловой, и беседа с Евгенией Оскаровной, записанная сотрудниками редколлегии «Детских чтений».
В рубрике «Архив Детских чтений» помещена републикация статей Е. О. Путиловой о детских писателях Александре Анненской, Марии Пожаровой, Лидии Чарской и Леониде Пантелееве.
Рубрику «Исследования» открывает публикация Ольги Селивановой «Архив Показательной библиотеки по детскому чтению: неопубликованные страницы истории». Эта работа посвящена обзору
документов, сохранившихся в библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена, в которых содержатся сведения о работе Показательной библиотеки по детскому чтению, открытой в 1919 г. при Педагогическом
институте дошкольного образования.
В статье Валентина Головина «Творчество Лидии Чарской в при­ жизненной критике» на широком историко-литературном материале, охватывающем период первой трети ХХ в., рассматривает­
ся, как отечественные критики оценивали творчество одной из самых популярных детских писательниц. Проблематика этой статьи тесно связана с научными интересами Е. О. Путиловой:
биогра­фия и творчество Лидии Чарской были одной из наиболее любимых ею исследовательских тем, а в области изучения крити­ки детской литературы Евгению Оскаровну смело можно назвать
первопроходцем 1 .

Деятельности одного из первых профессиональных критиков детской литературы — М. К. Цебриковой посвящен и биографический очерк М. К. Костюхиной «Детская литература как прокламация», помещенный в разделе «Материалы».
С юбилейной тематикой связаны и другие материалы номера: Юлия Валиева в статье «Ленин и очки: Об источниках книги Л. Савельева “Штурм Зимнего”» выявила источники книги Леонида Ли-
павского «Штурм Зимнего» (1938), написанной для детей под псевдонимом Л. Савель­ев; Марина Иванкива в работе «(Анти) юбилей Питера Пэна» обратилась к изучению истории публикации пьесы
«Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел взрослеть», вышедшей в свет в 1928 г.; и Александр Мельников рассмотрел историю переводов на русский язык одной из наиболее известных сказок
Ш. Перро («К вопросу о переводах сказки Шарля Перро “Красная шапочка” в России»).
Другие публикации этого блока отсылают к кругу исследовательских проблем, близких Е. О. Путиловой. Это изучение детского творчества (статья Елены Душечкиной «Детское творчество как результат восприятия художественного текста»), воп­росы истории советской детской литературы и советской детской книги (статьи Марины Балиной «Детская историческая проза: к вопросу о жанровой специфике» и Ларисы Рудовой «“Новые сюже­ты” для нового немецкого ребенка, или “поэзия науки” Михаила Ильина в детской литературе ГДР») и историко-культурные контексты создания клас-
сических произведений детской литературы (эссе Ирины Арзамасцевой «Школа для Буратино»).
Еще один блок исследований посвящен истории книгоиздания для детей — «Из истории учебной книги». Он представлен работами Юлии Шустовой, Татьяны Костиной, Ольги Кириковой и Вита­лия Безрогова. Статьи освещают события, связанные с рецепцией идей немецкой педагогики и распространением немецкой учебной книги в России XVIII в. Эта тема является продолжением изучения русско-­немецких культурных связей в области педагогики и книгоиздания для детей, ранее уже освещавшейся в «Детских чтениях».
Татьяна Костина и Ольга Кирикова в статье «Учебные книги в гимназии Академии наук 1730‐х гг.» обратились к проблеме форми­рования круга учебных книг в Академической гимназии, привлекая для освещения этого вопроса ранее не публиковавшиеся документы. В статье Ю. Шустовой «Неизвестное издание московского Букваря 1679 г. из собрания Отдела редких книг Российской государственной библиотеки» представлена книжная находка — фрагмент разыскиваемого Букваря 1679 г., который оказался вплетен в другую книгу, 1664 г. издания, хранящуюся в книжном собра-
нии Румянцевского музея.
В фундаментальном исследовании Виталия Безрогова «Die un/­sichtbare Welt: рецепция Orbis sensualium pictus Я. А. Ко­мен­ского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние пере­
воды» рассматривается история издания одного из самых извест­ных учебных пособий XVII–XVIII вв. — первой детской энциклопедии «Орбис пиктус», со дня выхода которой в России исполняется
250 лет.
В рубрике «Детские книги в круге чтения взрослых» помещен материал Екатерины Асоновой «Набор открыток ко дню рождения: современные книги, которые дарят стихи», где современная дет­с­кая
поэзия представлена самими авторами поэтических сборни­ков.
В разделе «Библиография» опубликован библиографический список «Труды Е. О. Путиловой», который представляет собой наиболее полную библиографию работ Евгении Оскаровны Путиловой.
Завершает номер обзор конференции «Детская литература как событие», состоявшейся в Московском городском педагогическом университете в декабре 2017 г.
Примечания
1
См., напр.: История критики советской детской литературы 1929–1936 гг.
Л.: Л ГПИ им. А. И. Герцена, 1975.

Опубликован
2018-10-24
Раздел
От редакции